Город Трабзон, некогда служивший точкой пересечения путей караванов, шедших по Великому шелковому пути, теперь имеет шансы на второе рождение в качестве экономического и туристического центра. Трабзон - это город с 4000-летней насыщенной историей, на который турецкие власти в настоящий момент возлагают большие надежды в силу его выгодного с точки зрения логистики и торговли расположение.
Оценено это было еще в средине века, когда именно город, выросший из греческий колонии, стал местом пересечения путей торговых караванов, следовавших по Великому шелковому пути из Китая и Персии. Благодаря истории и местоположению, как полагают турецкие власти, Трабзон имеет все шансы, чтобы стать одной из важных точек нового торгово-туристического пространства. На то, чтобы привлечь туристов, у Трабзона есть все шансы. В самом городе и его окрестностях сосредоточено много культурных ценностей и памятников архитектуры, городская территория вытянута вдоль береговой линии, что вкупе с потрясающими природными пейзажами обязательно привлечет сюда массу туристов.
Помимо очевидных туристических достоинств Трабзон имеет развитую инфраструктуру, включающую в себя крупные торговые центры, Черноморский технический университет, морской порт, способный работать с большими объемами грузов. В городе проходят различные форумы и фестивали, планируется, что здесь пройдет завершающий этап национального кубка по футболу, а в 2011 г. здесь пройдут Молодежные европейские игры.
Кроме культурных особенностей этот регион славится производством чая, фундука и табака. По первым двум позициям Трабзон является лидером среди в Турции, что немаловажно, так как, например, экспорт фундука составляет 6% от общего объема экспорта страны, и эта цифра постоянно увеличивается. Создана даже целая служба по популяризации фундука, которая работает не только внутри, но и за ее пределами – в США, Японии, Индии, Китае, России и Польше. При помощи этой службы исследуются возможности экспорта продукции и создаются дополнительные рабочие места.
Восстановление "шелкового пути"
Внешняя торговля – будущее Турции, понимая это, власти страны приняли ряд программ по ее развитию. С 1998 г. проводятся недели внешней торговли, в этом году в ее рамках в Трабзоне прошел "Первый саммит бизнесменов шелкового пути". В нем приняли участие представители от 19 стран и 71 компании. Целью саммита является укрепление внешнеторгового сотрудничества и создание нового "шелкового пути", организовав взаимовыгодное сотрудничество в рамках этой зоны. Трабзон же в рамках Шелкового пути служит своего рода дверью для России, Кавказа и Востока для выхода на рынки стран не только этой зоны, но и стран Европы.
Правда, развитие новых торговых связей связано с определенным количеством проблем. Главная из них – транспортное сообщение. В рамках этой программы предусмотрено развитие автотранспорта и соответствующей инфраструктуры, обновление Транссибирской магистрали, создание национальных координационных центров в каждой стране для того, чтобы можно было быстро принимать решения по устранению тех или иных проблем. Кроме этого планируется принять ряд мер по удешевлению перевозок. Впрочем, как отметил представитель международной ассоциации автоперевозок Игорь Рунов, проблема больше состоит не в деньгах, а в бюрократии.
Туризм в рамках "шелкового пути"
Развитие туризма в рамках "шелкового пути" рассматривается также в рамках международного сотрудничества. Некоторое время назад Всемирная организация по туризму предложила принять концепцию развития по Шелковому пути. Был разработан пакет документов, ратифицированный 19 странами. Предполагается, что туристический "шелковый путь" должен стать совокупностью объектов в разных странах, создании конкретных туристических пунктов.
Представители турецкого бизнеса заявили, что Турция может выступить и как инвестор относительно подобных проектов в рамках стран "шелкового пути". Так, министр туризма Казахстана Тугелбай Бекбергеров предложил на рассмотрение ряд перспективных проектов, среди которых создание туристической зоны Жанаиле на площади 11 тыс. га (предполагаемы объем инвестиций $10 млрд) и проект туристического центра у космодрома Байконур, где из специальных стеклянных куполов можно будет наблюдать за стартом ракет. Турецким бизнесменам предлагается войти в эти зоны, так как объемы инвестиций значительно ниже, чем в Европе. Представитель Казахстана предложил ввести в зоне "шелкового пути" визовое соглашение, аналогичное Шенгенскому для того, чтобы упростить передвижение туристов. Таким образом, если планам суждено сбыться, может возникнуть уникальная туристическая зона, объединяющая самые разнообразные объекты в различных странах. Конечной же или стартовой точкой для путешественников станет Трабзон, сообщает interfax.ru.