Изучили свежую статистику федеральной сети турагентств "1001 Тур" и выяснили, в какую минимальную и максимальную сумму обойдется проживание (без перелета) в отелях с системой питания "все включено" различной категории звездности на курортах Антальи и Краснодарского края в августе. Кто оказывается дешевле и по каким параметрам?
Федеральная сеть турагентств "1001 Тур" по запросу Аналитической службы АТОР предоставила статистику по имеющимся у туроператоров на август 2022 года предложениям по бронированию проживания в отелях на курортах Краснодарского края (Большой Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе) и провинции Анталья в Турции (Анталья, Аланья, Сиде, Белек, Кемер).
Условия расчета были такими: смотрели минимальную и максимальную цену проживания на 10 ночей на 2 человек по имеющимся (доступных для бронирования) предложениям с 1 по 31 августа 2022 года по отелям с питанием AI ("все включено") *. Выводилась и медианная цена, которая в случае отелей является более корректным показателем, чем средняя цена.
Минимальные цены на проживание в течение 10 ночей для двоих туристов у отелей всех трех категорий (3*, 4*,5*) с системой "все включено" в Краснодарском крае заметно выше, чем в Анталье (в 3,5 - 6,1 раза). Наибольшая разница – у отелей 3* и 5* (анталийские отели с AI по минимальной планке оказываются дешевле в 6,1 и 5,6 раза, соответственно).
Максимальные цены на отели с All Inclusive выше в Краснодарском крае, чем в Анталье в случае отелей 3* и 4* (в 3 и 2 раза, соответственно). Верхняя планка цен на отели 5* с "все включено" выше в Анталье в 1,3 раза, что закономерно (там и намного больше объектов такого рода, и разнообразнее варианты формата).
Наиболее показательная медианная ** цена на отели с системой "все включено" в Анталье в итоге ниже, чем в Краснодарском крае во всех категориях. Отели 3* с AI дешевле по медиане в 2,8 раза, чем в Краснодарском крае, отели 4* c AI – в 3,1 раза, а отели 5* с AI – в 1,3 раза.
ПОЯСНЕНИЯ ПО ВЫБОРКЕ И ЧТО ТАКОЕ МЕДИАННАЯ ЦЕНА
* Предложения с питанием UAI ("ультра все включено") в нашу выборку не вошли: мы сочли, что эта система совсем непропорционально представлена на курортах России (единичные предложения) и Турции (более сотни объектов с большим количеством номеров в каждом). Кроме того, единичные сверхдорогие предложения с этой системой (VIP-виллы стоимостью до 10 и более млн рублей) будут искажать представление о "массовых" ценах.
** Из этих же соображений мы считали не среднюю, а медианную цену. Это более корректный показатель при анализе цен на отели. Это не "среднее арифметическое", а такая цена, которая делит все цены на две равные части (половина цен ниже медианного значения, а половина цен – выше). Почему именно медиана, а не среднее?
Представим себе курорт, в котором 4 отеля с ценой на туры в 90 тыс., 100 тыс., 110 тыс.и 120 тыс. рублей. И один элитный отель с виллами с ценой в 1 млн рублей. В случае придуманного нами курорта средняя цена тура в отель будет 284 тыс. р., что явно смотрится странно и вводит в заблуждение. Цена получится завышенной (как в анекдоте про "средние зарплаты" – складываем доход пенсионера в 15 тыс. р. и олигарха в 3 млн и получаем среднее в 1,5 млн.).
Так что правильней для характеристики цен на таком курорте будет цена медианная – в нашем случае придуманного курорта это 110 тыс. р. (половина цен ниже этой суммы, половина выше).
ПОЧЕМУ В ТУРЦИИ СИСТЕМА "ВСЕ ВКЛЮЧЕНО" ОКАЗЫВАЕТСЯ ДЕШЕВЛЕ? Почему так происходит? Работают все те же факторы, что и до пандемии. Турецкие отели с системой "все включено" имеют ряд органических преимуществ, которые влияют на затраты и рентабельность объектов при ее внедрении. Так, генеральный директор сети "Ателика" Алексей Высоканов в интервью "Вестнику АТОР" указывал на несколько основных причин:
В Турции система "все включено" начала развиваться и развивается прежде всего именно в больших объектах. Экономика системы "все включено" и экономика "шведской линии" напрямую зависит от объема номерного фонда и количества гостей – чем их больше, тем затраты ниже. Так как отели в 400–600 или 1000 номеров на курортах Турции не редкость, для них эта система выходит весьма и весьма дешевой относительно стоимости проживания.
Кроме того, чем больше гостей в отеле, тем шире можно сделать сам ассортимент шведской линии, расширять алкогольное меню, ввести больше промежуточных станций питания, сделать систему обслуживания фактически круглосуточной и пр. А все это, в свою очередь, работает на имидж отеля, на цену, на привлечение новых гостей, на повышение загрузки – и опять же снижает себестоимость. Система, таким образом, работает в "замкнутом цикле", сама на себя, поддерживая свою рентабельность за счет высокой привлекательности формата. У нас такого пока нет.
Турецкая система "все включено" существенно дешевле для местных отельеров еще и за счет продолжительного сезона, который там длится с апреля по ноябрь, – а это позволяет открывать большие отели. Российский юг в этом смысле находится в неравном с Турцией положении – у нас купальный сезон ограничен периодом с конца мая по середину сентября (в лучшем случае). Наконец, "климатическое преимущество" позволяет турецким отелям нанимать больше работников на сезон, платить им более высокую зарплату в пиковые периоды и пр., подчеркивают эксперты.
Еще один фактор: отели с "включено" в Анталье уже давно "обросли" целым комплексом местных поставщиков. Там работают целые фабрики, которые готовят на конвейере для кухни сразу множества отелей различные полуфабрикаты (от салатов и нарезанных овощей до кебабов и мяса в маринаде). Эти фабрики, в свою очередь, практически все получают от местных сельхозпроизводителей. В Краснодарском крае такой экосистемы пока нет (так как не появилось и достаточного количества отелей, ее потребителей).