Прибыль до налогообложения (EBT) Pegasus Airlines в 2015 г. составила 182 млн турецких лир (69,63 млн долл.), что на 34% больше чем годом ранее. При этом годовая выручка крупнейшего турецкого низкотарифного авиаперевозчика выросла на 13% до 3,49 млн турецких лир (1,34 млрд долл.).
Хорошие результаты авиаперевозчик сумел показать на фоне непростой экономической и геополитической ситуации в регионе (включая приостановку полетов в РФ). Примечательно, что ощутимая часть полученной прибыли образовалась не от операционных, а финансовых действий — с лета прошлого года авиакомпания стала номинировать стоимость билетов на все международные перевозки в долларах США; сыграли на руку выгодный обменный курс валюты и проведенное хеджирование денежных потоков. А вот эксплуатационная прибыль в прошлом году сократилась на 22% до 111,8 млн турецких лир (42,77 млн долл.).
За 12 мес. прошлого года лоукостер перевез 22,34 млн пасс. — на 13,2% больше, чем в 2014 г. На фоне 14,5%-ного роста провозных мощностей коэффициент занятости кресел сократился на 0,9 п. п. до 79%. Перевозки на внутренних воздушных линиях росли быстрее, чем на международных направлениях. Внутри Турции лоукостер обслужил 13,81 млн пасс., прирост составил 15,4%, в то время как на международных воздушных линиях было перевезено 8,52 млн пасс. (рост на 9,8%). Доля Pegasus на турецком рынке выросла до 28,3% (он является внутренним перевозчиком № 2 в стране), на МВЛ — до 9,8%. В прошлом году авиакомпания открыла 10 новых маршрутов из Стамбула, среди которых Кутаиси в Грузии и Запорожье на Украине.
Компания отмечает, что темп ее развития превышает средний по отрасли воздушного транспорта в Турции. Комментируя финансовые результаты, генеральный менеджер Pegasus Сертач Хайбат заявил: "Мы в очередной раз увеличили нашу долю на рынке и, продолжая тенденцию предыдущих годов, продемонстрировали темп роста, в 1,5 раза превышающий средний по отрасли".
Авиакомпания продолжила расширять консолидированный флот ВС — за 2015 г. он вырос на 12 самолетов до 67 воздушных судов. Из них три являются собственностью авиакомпании, 25 находятся в финансовом лизинге, а 39 — в операционном. 58 самолетов эксплуатирует собственно Pegasus Airlines (9 Airbus A320-200 и 49 Boeing 737-800), остальные — ее дочерние компании: турецкая IzAir (семь Boeing 737-800; базируется в Измире) и киргизская Air Manas (работает под брендом Pegasus Asia, базируется в Бишкеке, эксплуатирует один Boeing 737-400 и один Boeing 737-800). Средний возраст флота — 5,3 года (по состоянию на декабрь 2015 г.). Среднесуточный налет на ВС составил 12,5 ч.
Признавая, что условия работы на рынке остаются сложными, авиакомпания тем не менее оптимистично смотрит в будущее. В 2016 г. Pegasus ожидает получения 13 новых самолетов, включая первые новейшие ремоторизованные Airbus A320neo (всего в 2012 г. заказано 100 самолетов этого типа). Новые провозные мощности должны помочь выполнению плана по увеличению пассажиропотока в 2016 г. на 13–15%, в основном за счет внутренних перевозок.
Pegasus является крупнейшим лоукостером в Турции, выполняющим точечные и транзитные полеты в аэропорты Европы, Кавказа, России, стран СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки (всего 41 страна). Сеть состоит из 33 внутренних и 70 международных регулярных маршрутов. Pegasus базируется в стамбульском аэропорту им. Сабихи Гёкчен, но имеет еще три операционные базы — в Адане, Анталье и Измире, а Air Manas — в Бишкеке.
Авиакомпания Pegasus Hava Taşımacılığı A. Ş. была образована как совместное предприятие ирландской Aer Lingus Group с одной стороны и турецкими Silkar Yatırım ve İnşaat Organizasyonu A. Ş. и Net Holding A. Ş. с другой. Начала свой бизнес на рынке чартерных авиаперевозок в 1990 г., имея в парке два возрастных самолета.
В 2005 г. авиакомпанию приобрел Esas Holding A. Ş., принадлежащий бизнесмену Шевкету Сабанджы и его семье. Именно тогда перевозчик запустил внутренние регулярные рейсы и изменил бизнес модель, взяв курс на низкозатратные перевозки с использованием молодого парка. В настоящее время 34,5% акций компании торгуется на стамбульской фондовой бирже, 65,5% принадлежит Esas Holding A. Ş. и членам семьи Шевкета Сабанджы.
В Pegasus и ее дочерних предприятиях на постоянной основе работает 4967 сотрудников. В киргизской Air Manas она владеет 49% акций, в турецкой IzAir — 69,12% акций. Из данных годового отчета за 2015 г. видно, что Air Manas продолжила развитие операционной сети, открыв шесть новых маршрутов в РФ, Индии и Китае.
В этом же документе отмечено, что Pegasus продолжает переговоры с казахстанским фондом рискового инвестирования Green Invest о создании совместной структуры, "базирующейся в Республике Казахстан, которая будет выполнять внутренние и международные низкотарифные воздушные перевозки". Однако на конец 2015 г. соглашение еще не было достигнуто.