В аэропорту «Манас», как обычно, царило оживление. Сотни людей, отправляющихся в дальний путь. Взволнованные провожающие. Суета. Самолет авиакомпании Turkish Airlines выкатился на взлетную полосу на несколько минут раньше.
Группа журналистов отправилась в один из древнейших и красивейших городов мира – Стамбул, чтобы не на словах, а на деле узнать, как работает самая крупнейшая авиакомпания Турецкой Республики.
Turkish Airlines хорошо известна кыргызстанцам. Ведь практически больше половины от общего числа пассажиров, отправляющихся в дальнюю дорогу, предпочитают именно эту авиакомпанию и аэропорт «Ататюрк» как удобный логистический хаб, откуда можно продолжить путешествие практически в любую точку мира.
Турецкие авиалинии (THY) выполняют перелеты в 280 пунктов назначения в 110 странах.
В авиапарке компании Airbus A319-132/100, A320-200, A321-200, A330-200, A330-300, A340-300, A340-600, Boeing 737-800, 737-700, 757, 777-300 ER, 737-900 ER, Mcdonnell Douglas Md-80.
Насладившись свободным временем и живописным видом Босфора, мы отправляемся в учебный центр авиакомпании. Учеба и повышение квалификации обязательны для всех сотрудников компании. В приоритете, разумеется, экипажи и отряд бортпроводников.
Как-то, лет пятнадцать назад, довелось посетить учебный центр Департамента гражданской авиации Кыргызстана. Он расположен в районе старого аэропорта в Бишкеке. Макет кабины самолета представлял из себя металлическую коробку на высоких железных «ногах», куда вела обычная лестница-стремянка. Внутри «кабина» соответствовала настоящей. С компьютерным набором управления. Наши летчики сетовали на допотопность тренажера и досадовали: как обучать летный состав при такой нищете?
Учебный центр Turkish Airlines (или Центр летной подготовки) - это большое многоэтажное здание, где учебные классы размером с настоящий борт. Тут представлены тренажеры на все основные типы самолетов, имеющиеся в авиапарке компании.
Первый курс, который проходят вновь прибывшие в профессию, – 35 дней. Затем курсанты сдают экзамен и получают сертификат соответствия. Сертификат нужно подтверждать. В зависимости от направления. Его обновляют с периодичностью один раз в один-два года. Несдавшие экзамен к полету, естественно, не допускаются.
Один из самых важных уроков для пилотов и бортпроводников – как вести себя при чрезвычайных ситуациях. Они разные. Например, пожар. Пожар, конечно, вызовет панику у пассажиров. Главная задача стюардесс и стюардов – панику не допустить. Да и задымление вызовет ужас, если вы на высоте примерно 10 тысяч метров над землей. Но в числе чрезвычайных ситуаций может быть и проблема с дверьми. И не в меру напившийся пассажир - это тоже ЧС.
В центре рассказали, что такие ситуации отрабатываются в Airbus 320 или на Boeing 777. Эти тренажеры трудно назвать макетами. Все они выполнены по специальному заказу и абсолютно идентичны настоящим лайнерам.
По словам преподавателей, самое важное при нештатных ситуациях - это связь между бортпроводниками и экипажем. Бортпроводниками и пассажирами. Высший пилотаж мастерства - это когда пассажир, прибыв к месту назначения, даже не догадывается, что в полете произошла чрезвычайная ситуация.
Кстати, филонить на занятиях бесполезно. Поблажек нет. Человеческий фактор исключен. Задания дает компьютер.
Нам разрешили подняться «на борт», чтобы продемонстрировать одно из возможных ЧП – задымление. Мы заняли свои места, пристегнулись, как положено. И взлетели. Полное ощущение полета. За окном имитация уходящей из-под шасси взлетки, пейзажи, увеличивающаяся высота, небо, облака. Как это возможно – мне, не специалисту, не понять. И вдруг что-то пошло не так. Ощущения как при турбулентности, но все же ты понимаешь: что-то происходит не по плану. В общем, ощущение реальности стопроцентное. И задымление настоящее. И паника тоже. Впрочем, не стоит нагнетать. Скажу по секрету: понять, что на борту задымление, можно, услышав пронзительный и неприятный вой сирены. Надеюсь, что вы никогда его не услышите. И я тоже.
Когда мы бродили по учебным помещениям, в одном из них будущие стюардессы отрабатывали ситуацию «Как вести себя с пьяным и агрессивным пассажиром». Очень залихватски хрупкие красивые турчанки в узком проходе салона укладывали на пол крепкого мужика.
Отрабатывают будущие и нынешние сотрудники авиакомпании аварийные ситуации. Здесь есть даже бассейн. Девушки на занятиях прыгают в воду, «спасая» пассажиров, учатся спускать спасательные шлюпки и эвакуировать всех, кто находится на борту.
На отдельном этаже тренажеры для членов экипажей. Это кабины и пульты управления самолетов типа Airbus A320-200 и Boeing 737-800, 777-300. Всего таких тренажеров двенадцать.
В кабине также абсолютно все идентично настоящему самолету. Отличие лишь в том, что в тренажере расположено дополнительное кресло – для тренера.
За иллюминатором меняются картинки – ночь/день, солнце/дождь/снег, времена года, закат/рассвет, облачно/безоблачно. Меняются пейзажи и часовые пояса. И есть даже имитация песчаной бури. Командиру корабля и пилотам нужно уметь взлетать и сажать борт при любых погодных условиях и катаклизмах.
В учебный центр Turkish Airlines приезжают учиться из разных стран мира. Даже из «Люфтганзы» (национальный авиаперевозчик Германии). Учатся здесь и летчики из Кыргызстана. В центре наших хвалят. Говорят, стараются, не филонят.
Отдельное царство – центр подготовки бортового питания. Компания Do&Co – партнер Turkish Airlines. Ее основатель - Аттила Догудан. Он турок, но давно живет и успешно работает в Австрии.
Do&Co обслуживает крупнейшие международные мероприятия, признана менеджером 2015 года по версии ассоциации European Business Press (EBP).
В Стамбуле центр бортового питания Turkish airlines/Do&Co - это отдельное огромное государство. Тысячи рабочих. Как рассказали в центре, ручной труд - это принципиально, потому что сохранить вкус не поможет ни одна технологическая линия.
Начиная с готовки блюд и заканчивая упаковкой и доставкой к трапу самолета – все делают руки. Никакой автоматики. Готовят тут для всех классов перелетов – бизнес, эконом, туристический, завтраки, обеды, диетическое питание, халал, вегетарианские, и национальная турецкая кухня, разумеется, есть. И есть даже индийская кухня, к примеру. Готовят здесь и на заказ. Олигархам, наверное.
Do&Co предоставляет услуги кейтеринга примерно для 60 авиаперевозчиков, таких как Emirates, Qatar, British Airways, Cathay Pacific, Singapore Airlines, Austrian Airlines.
Кстати, Do&Co поставляла еду для чемпионата Европы по футболу в Португалии в 2004 году, в Австрии и Швейцарии в 2008–м и в Польше и на Украине в 2012–м. Нет сомнений, что компания будет обслуживать и чемпионат во Франции в 2016 году.
В компании заявляют, что держать марку - это основная задача. А держат марку в Turkish Airlines/Do&Co безупречным сервисом и высокими требованиями к качеству продуктов питания.
Несколько цифр. Авиакомпания Turkish Airlines основана 20 мая 1933 года.
Из Турции в 50 стран мира можно долететь всего за три часа.
В авиапарке THY 294 самолета самых современных классов и типов.
Поток пассажиров THY в Азию в 2014 году увеличился на 29 процентов; Северную Америку и Европу – на 26 процентов.
В 2034 году THY планирует увеличить эти цифры – в Азию до 35 процентов, в Северную Америку – 19 процентов, Европу – 22 процента.
Рост развития международных пассажирских перевозок в THY в 2014-2015 годах составил 6,8 процента.
THY была первой в номинации «Лучшие авиалинии в Европе» 5 лет подряд.
96 процентов пассажиров остались довольными бортовым питанием, предоставленным THY.