Бердчанин Николай Ивановский – большой любитель путешествовать. За несколько отпусков побывал и в Израиле, и в Италии, и в Испании. А в Турции так даже дважды: три года назад и нынче летом. Что изменилось в этом благодатном краю с наступлением мирового кризиса, падением курса рубля и активизацией боевиков Исламского государства?
Как рассказал Николай, и в прошлый раз, и в этот он отдыхал в одном и том же отеле Анталии.
— Изменения, конечно, есть. Курс рубля скатился вниз в два раза. Это очень больно ударило по трёх- и четырёхзвёздочным отелям: у них теперь гораздо меньше постояльцев. Хозяева отелей вынуждены периодически снижать цены. Но особого эффекта это не даёт: они цены снижают, а рубль ещё больше дешевеет.
Падают и доходы розничных продавцов, большинство из которых – выходцы с Кавказа. Однако к себе домой, в тот же Азербайджан, никто не возвращается: кризис кризисом, на жизнь в Турции им хватает.
Ещё интересный момент: правительство Турции обязало владельцев отелей предлагать бесплатные поездки в супермаркеты. Не за колбасой, разумеется, а за золотом, шубами и прочими атрибутами красивой жизни.
— Но ведь эти атрибуты для россиян тоже стали дороже?
— Разумеется. Три года назад все цены у турецких частников выставлялись в долларах, сейчас – в евро. И так хитро: раньше, допустим, вещь стоила сто долларов, а сейчас – сто евро. Почувствуйте разницу!
Причём в одних магазинах разница в ценах всё-таки пересчитывается по курсу валют, а в других — тупо один к одному. Допустим, захожу в первый магазин. Вещь стоит сто евро. Я говорю: а у меня только доллары. Мне тут же пересчитывают: с вас 113 долларов. А во втором: ну, тогда платите сто долларов.
Есть ещё и государственные магазины, там цены указаны в лирах. Но если ты вытащишь из кармана доллары, никто не посчитает это посягательством на экономические устои государства, возьмут и доллары, вот только сдачу отсчитают в лирах.
— Наверное, туристов из России стало значительно меньше?
— Куда там! Столько же! Россияне успели оценить отдых в Турции. Организованный отдых, начиная от встречи в аэропорту. Питание хорошее, причём от пуза, по принципу «всё включено». Погода не меняется всё лето: весь июль-август плюс 35, водичка в море плюс 26 градусов. Добавим к этому, что все там понимают русский язык и изъясняются по-русски.
При этом в Турции можно не только отдохнуть. Это ведь бывшая Византия, там сотни древних христианских храмов, сотни христианских святынь. Я бы даже сказал, что Турция ценна именно своей христианской историей, а отнюдь не мусульманской. Там и дева Мария жила, и апостол Иоанн, и святитель Николай Чудотворец. Есть, куда съездить; есть, что посмотреть. В общем, Турция – это не одна Анталия и отнюдь не Анталия.
— Не изменилось ли отношение к россиянам в связи с событиями на Украине?
— Плевать они хотели на события на Украине! Для них главное, что мы деньги туда привозим и там оставляем.
— Что, вообще политика их не интересует?
— Торговцев и обслуживающий персонал отелей – не интересует. И вообще, всё, что турки хотели бы узнать о политике, они узнают через множество телеканалов: и турецких, и российских, и украинских, и азербайджанских. Посмотрят один, другой – так и складывается более или менее объективная картина происходящего.
Вообще, складывается впечатление, что наиболее политизированы именно мы, россияне.
— Как раз во время вашего отдыха в Турции свалился в пропасть автобус с российскими туристами…
— Ага, и в том автобусе погибли четверо россиян. А сколько в тот же месяц случилось ДТП на российских дорогах?
Кстати, во время моего отдыха в Стамбуле был совершён террористический акт. А турецкая армия бомбила ИГИЛ и курдов…
— Страшно не было?
— Нет. Я видел, насколько чётко у них поставлена система безопасности. В отелях кругом видеокамеры, везде охрана. Увидят охранники арабов, тут же к ним подходят, тихо о чём-то говорят, что-то проверяют. Все охранники с рациями, все вооружены. Три года назад такой активности в плане безопасности не было, я даже полицейских там не видел. А сейчас их полным-полно, на мотоциклах разъезжают. В общем, появилась угроза — приняты адекватные меры.