Железнодорожный проект Баку - Тбилиси - Карс (БТК), который еще находится на стадии реализации, в будущем послужит мостом, связывающим Европу с Азией, а также позволит увеличить в несколько раз пассажирооборот, грузооборот и товарооборот между участниками этого проекта - Азербайджаном, Турцией и Грузией.
Новая железнодорожная линия будет одним из важных шагов на пути оживления исторического Великого шелкового пути, сказал на днях на пресс-конференции в Стамбуле министр транспорта, мореходства и коммуникаций Турции Лютфи Эльван.
"Протяженность железной дороги Баку-Тбилиси-Карс на территории Турции составляет 79 км. Работы на турецкой стороне полностью завершены. Могу сказать, что на этот раз задержек не будет, и железнодорожная линия будет введена в эксплуатацию в конце 2015 года", - отметил он.
Помнится, что о завершении реализации проекта в конце 2015 года было заявлено и на уровне министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова. Все участники проекта сегодня прикладывают максимальные усилия, чтобы сдать проект в оговоренные сроки. В этом вопросе есть уже определенные подвижки: 26 декабря 2014 года состоялся запуск первого тестового вагона по строящейся железной дороге Баку - Тбилиси - Карс. Тестовый вагон был пущен на участок Ахалкалаки – Карстахи (граница с Турцией), тестовый запуск прошел успешно.
Более того, в конце января текущего года министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили и министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов приняли участие в презентации грузинского участка железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс и наблюдали за тестовым прогоном по нему поезда.
Азербайджан для строительства грузинского участка выделил кредит на сумму 775 миллионов долларов. Финансирование данного проекта Госнефтефондом осуществляется в соответствии с указом Президента Азербайджана "О претворении в жизнь мероприятий по проекту Баку-Тбилиси-Карс" от 21 февраля 2007 года.
В настоящее время строительство тоннеля протяженностью 4,5 километра на границе Грузии и Турции близится к завершению, проводятся определенные работы на станциях. Все эти работы уже подходят к концу, что позволяет говорить, что участники проекта уложатся в график и железная дорога будет введена в эксплуатацию в 2015 году.
К проекту железнодорожной линии БТК могут примкнуть и другие страны. Такая возможность есть и у европейских, и у азиатских стран. Сегодня к БТК уже начинают проявлять интерес такие страны, как Казахстан, Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Не исключено, что после ввода в эксплуатацию железной дороги число заинтересованных стран может возрасти, что позволит поднять экономику участников проекта на новый уровень, а также увеличить товарооборот, грузооборот и пассажирооборот между этими странами.
На начальной стадии по новой железной дороге планируется перевозить до 10 млн.тонн грузов, с дальнейшем увеличением грузопотоков до 25 млн.тонн в ближайшей перспективе. Кстати, этот проект является частью того самого грандиозного проекта по соединению железных дорог Южного Кавказа с Европой через Турцию: в октябре 2013 года был сдан в эксплуатацию подводный железнодорожный тоннель Мармара под проливом Босфор в Стамбуле, что обеспечивает сегодня непосредственную связь с европейской железнодорожной линией.
Но это еще не все: в контексте проекта также предусмотрено строительство новой железной линии из Карса в Нахчыван. В будущем, с реализацией проектов скоростного сообщения, проект Баку - Тбилиси - Карс станет частью железнодорожного скоростного коридора Европа - Кавказ - Азия.
Как ранее сообщалось, Азербайджан заключил со швейцарской компанией Stadler Rail Group договор о закупке 30 вагонов для этого нового железнодорожного маршрута. Вагоны будут высококомфортабельными, оснащены системой кондиционирования, беспроводным Интернетом Wi-Fi, тележками с раздвижными колесами для движения по колее разной ширины. То есть их можно будет эксплуатировать и в странах СНГ на дорогах с широкой колеей - 1520 мм, и на железных дорогах с европейской колеей - 1435 мм. Подвижной состав будет состоять из спальных вагонов купейного типа, вагона СВ, вагона-ресторана. Плацкартных вагонов не будет. Купейный вагон будет рассчитан на 37 мест. Будут и отдельные вагоны высшего класса, рассчитанные на 10, 16 и 20 мест. В таких вагонах санузлы будут располагаться в каждом купе. В купейном вагоне будут предусмотрены специальные места для маломобильных граждан.
После ввода БТК в эксплуатацию, пассажиропоток в Турцию будет чрезвычайно высоким. Если в советские времена огромный поток пассажиров железнодорожного транспорта наблюдался в Москву, теперь такой же поток ожидается и в Стамбул. Эти ожидания сегодня оправданы. Ежедневно в Турцию совершаются несколько авиарейсов, а многие ездят в соседнюю страну на автобусах. На поезде жители страны до Стамбула смогут добраться за 2 дня. Поезда будут ходить со скоростью 100-120 км/час.
Не сомневаюсь, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс станет одним из успешных проектов мирового масштаба, который, помимо Азербайджана, Турции и Грузии, потянет за собой и другие страны мира. Просто нужно набраться терпения и дождаться открытия железнодорожного маршрута.