Со времен кризиса вокруг «Флотилии свободы» пассажиропоток между Израилем и Турцией не только не сократился, но и вырос на 150%. Тогда в Турцию еженедельно отправлялись 42 рейса из аэропорта Бен-Гурион, теперь их уже 112, и объем пассажирских перевозок на этом направлении взлетел в 2.5 раза. Есть только одна проблема: всю выгоду от этого роста получают турецкие авиакомпании, поскольку с 2007 года израильские компании в Турцию не летают, сообщает Times of Israel.
Турецкие авиаперевозчики занимают второе место среди крупнейших клиентов международного аэропорта Бен-Гурион, уступая только израильской национальной авиакомпании «Эль-Аль». Но «Эль-Аль», как и другие израильские авиакомпании, в Турцию летать не могут: Анкара уже шесть лет отказывается принять израильские «особые требования» к обеспечению безопасности рейсов, а правительство Израиля не может или не хочет решить проблему и защитить своих авиаперевозчиков.
Генеральный директор авиакомпании Эль-Аль Элиэзер Шкеди месяц назад обратился к главе правительства Биньямину Нетанияху с требованием срочно принять какие-то меры с тем, чтобы «Эль-Аль» получила свою долю доходов от растущего объема перевозок на турецком направлении. Не получив никакого ответа, он рассказал о возмутительном, по его мнению, поведении правительства Нетанияху журналистам издания Times of Israel. Журналисты попросили ответа у канцелярии главы правительства, но получили отказ.
Шкеди обвиняет Нетанияху в трусости и заявляет, что теперь авиакомпания возлагает надежды на вернувшегося в МИД Авигдора Либермана, который, по мнению гендиректора «Эль-Аль», не побоится ругаться с Анкарой. Шкеди не вспоминает, что за три года работы на посту главы МИД Либерман, методично портивший отношения с Турцией, не добился равноправия для израильских авиакомпаний.
Глава израильской национальной авиакомпании заявляет, что дискриминация на турецком направлении угрожает «Эль-Аль» финансовым крахом, и отказывается понимать «страусиную» политику правительства. Шкеди напоминает, что при аналогичном конфликте с Россией израильские власти пригрозили закрыть доступ в Израиль для российских авиакомпаний, после чего проблема «особых требований к безопасности» была урегулирована к обоюдному удовольствию. Почему нельзя сделать то же самое с Анкарой, бывший командир ВВС ЦАХАЛа не понимает: он полагает, что, если уж правительство боится закрывать ворота для турецких авиакомпаний, оно обязано, как минимум, заблокировать расширение их активности на израильском направлении.
Если требования Шкеди будут услышаны Либерманом, воздушное сообщение между Израилем и Турцией может в какой-то момент прекратиться вовсе. Израильтянам, планирующим отдых в Турции, стоит внимательно следить за развитием конфликта, чтобы внезапно не «застрять» в Анталии, Анкаре или Стамбуле.