На российско-турецком направлении появится сразу несколько новых турецких авиакомпаний, в том числе работающих в сегменте низкобюджетных перевозок. Так, лоукостер Pegasus Airlines собирается начать полеты из Стамбула в Москву, а авиакомпания Onur Air хочет открыть сообщение между российской столицей и курортом Анталья. Ведущий турецкий перевозчик Turkish Airlines получил право выполнять перевозки из Стамбула в еще четыре российских города. Об этом сообщают Известия.
Согласно ноте посольства Турции, решением главного управления гражданской авиации республики компания Turkish Airlines получила назначение на маршруты из Стамбула в Астрахань, Ставрополь, Махачкалу и Нальчик, а Atlasjet Airlines — из Стамбула в Нижнекамск и обратно. При этом на самые популярные маршруты — из Москвы — были назначены два лоукостера: Onur Air получил право начать полеты по маршруту Анталья–Москва–Анталья, а авиакомпания Pegasus Airlines сможет возить пассажиров из Стамбула в Москву. Turkish Airlines будут работать в самом известном аэропорту Стамбула — имени Ататюрка, а Pegasus — в менее популярном аэропорту им. Сабихи Гёкчен. Именно эта воздушная гавань является ее основной базой. Авиакомпания Pegasus уже летает из Стамбула в Краснодар и Омск.
Сейчас монополистом на рынке регулярных перевозок из России в Турцию являются "Аэрофлот" с российской стороны и Turkish Airlines — с турецкой. Инициатором увеличения числа регулярных перевозчиков на этом направлении выступила Турция. В апреле состоялась встреча авиавластей двух стран, в ходе которой турецкие чиновники предложили увеличить количество авиакомпаний на маршрутах из России в Турцию, а также включить в межправсоглашение еще 17 российских городов (Самара, Иркутск, Красноярск, Махачкала, Калининград, Нижний Новгород и др.), из которых могут осуществляться регулярные рейсы в Турцию. Российские чиновники согласились на первом этапе добавить вторых перевозчиков на маршрутах Москва–Стамбул и Москва–Анталья, а также увеличить количество рейсов из Стамбула в города России. С российской стороны назначение на маршруты в Стамбул и Анталью получила компания "Трансаэро". Турция также получила право назначить второго перевозчика.
В Росавиации "Известиям" пояснили, что нота авиационных властей Турции фактически означает, что авиакомпании могут начинать полеты в любое время — никаких дополнительных согласований с российской стороны не требуется. В Pegasus и Onur Air не смогли сообщить, в какой срок планируется начать полеты и сколько будут стоить билеты.
Сейчас на российском рынке уже работают несколько иностранных лоукостеров — easyJet, German Wings, Аir Berlin, с сентября полеты из Москвы начнет выполнять венгерский бюджетный перевозчик Wizz Air. По мнению аналитика "Инвесткафе" Андрея Шенка, иностранные лоукостеры будут и дальше приходить в Россию. К концу следующего года их количество может увеличится до 10–13, несмотря на то что здесь они будут сталкиваться с теми же проблемами, что и отечественные компании, например, высокими аэропортовыми сборами, отмечает Андрей Шенк. Россия в отличие от многих других стран в этой сфере представляет из себя растущий рынок — пассажирские авиаперевозки у нас растут на 15– 20% ежегодно, соответственно, все мировые компании хотят занять здесь свою нишу.
— В какое-то время существовало лобби между крупными игроками и какими-то авиационными властями, но постепенно сейчас вырабатывается общая концепция либерализации. Плюс сами перевозчики настраиваются на то, что им придется работать в условиях большей конкуренции, — отмечает Шенк.
По мнению эксперта, либерализация в долгосрочной перспективе пойдет на пользу всем игрокам — конкуренция поможет сделать авиакомпании более эффективными.
По статистике Ростуризма, в последние два года Турция остается самым популярным туристическим направлением. В 2012 году эту страну посетили 2,5 млн россиян, что на 6% меньше, чем в 2011 году. По мнению директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, если билеты из России в Турцию подешевеют с приходом новых перевозчиков, спрос на туры в эту страну с перелетом на чартере не упадет.
— В Стамбул или Анталью пакетный тур покупают не ради возможности улететь дешевле, чем на регулярном рейсе, а ради других его компонентов. Так что нас ждет скорее рост рынка авиаперевозок на турецком направлении, а не перераспределение, — отметила Ломидзе.