Роспотребнадзор готов запретить россиянам въезд в страну, если там ухудшится ситуация с отравлениями. Такое сообщение появилось на сайте ведомства. Ранее стало известно, что в двух турецких отелях отравились почти 50 туристов. На вопросы ведущей Анны Казаковой ответил председатель правления Центра защиты граждан России за рубежом Роман Бобылев.
Власти Турции пока не подтверждают эту информацию. Как сообщил председатель Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко, очаг инфекции был в одном из отелей, где использовали инфицированную воду. Он добавил, что большинство подобных случаев происходит из-за льда, так как обычно для его приготовления используют сырую воду, в которой сохраняются все бактерии. Четыре дня назад Ростуризм также сообщил о 69 туристах из России, которые отравились в турецких отелях. Всем им был поставлен диагноз "острый гастроэнтерит".
— Какая-то компенсация полагается потерпевшим?
— Компенсация полагается, но я думаю, тот размер, на который рассчитывают туристы, все-таки не будет соответствовать их ожиданиям. Как показывает практика, если обращаться на территории России за компенсацией, то она будет незначительна. Коэффициент полезного действия от участия в суде не оправдает ни надежд, ни затрат. Но на самом деле по тем ситуациям, которые сейчас происходят в Турции, и тот случай, который случился в районе Бельдиби, Анталии, там собственники отелей пошли на добровольную компенсацию и предложили части туристов бесплатные услуги в период отдыха на территории отеля. Плюс они точно так же готовы дать бесплатные сертификаты на следующий отдых.
— Там же, насколько я помню, был пятизвездочный отель. Учитывая то, что в Турции система "все включено", как правило, в отелях, какие могут быть еще услуги бесплатные?
— Дополнительные различные услуги в spa-центре, то есть развлекательные, это все есть. Тут туристы сами уже определяются, по какому пути пойти. Понятно, что эта ситуация неприятная, и во время отдыха никто не хочет болеть и вычеркивать день-два из режима. Но, тем не менее, к сожалению, такие ситуации действительно происходят, и здесь уже другой вопрос возникает — каким образом ведет себя тот либо иной отель. От этого никто не застрахован там, где существует массовый общепит, это предполагает отель по системе "все включено". Но здесь, наверное, надо посмотреть на действия, которые предпринимаются турецкими властями и конкретно собственниками отелей.
— То есть турецкие власти всегда удовлетворяют подобные требования в случае таких ситуаций?
— Что касается надзорных властей, то, насколько мне известно, минздрав Турции достаточно резко прореагировал, и к местам всех массовых отравлений выехали представители госслужб и структур, там проводится проверка и будут вынесены решения, плюс административный регламент в Турции позволяет даже закрыть отель для обслуживания туристов. Поэтому что касается государственного контроля, то он там все-таки достаточно серьезный и нисколько не хуже, чем в Российской Федерации. Что касается компенсаций, то, повторюсь, здесь зависит от воли собственников отелей. Но вообще подобные случаи застрахованы. То есть отель обязан иметь страховку соответствующей турецкой компании на случай подобных ситуаций. Во-первых, вся медицинская помощь по подобным случаям должна быть оказана бесплатно. Разумеется, второй вопрос, который волнует туристов, — это вопрос, связанный с компенсациями, который тоже каким-то образом должен решаться в пользу туристов.
— В основном компенсируют услугами, не деньгами?
— Деньгами я не слышал. В основном услугами, да. То есть предлагают сертификаты на следующий отдых.
— Какой алгоритм действий туристов, если они попали в такую ситуацию?
— Надо обратиться с претензией к администрации отеля, соответственно, должна быть отметка о том, что у вас ее приняли. В подобных ситуациях администрация ведет себя достаточно лояльно, они это принимают. В период отдыха, когда вы находитесь еще в отеле, определиться с порядком компенсации. Если вы соглашаетесь с тем, что вам будет предложен в дальнейшем бесплатный отдых, то сразу уже на месте определиться, каким образом это будет, в какие даты, с кем связываться, соответственно, пойти по такому пути. Если отель не идет на добровольную компенсацию, ничего не предлагает, видимо, надо по приезду тогда обращаться с претензией к российскому туроператору. Но опять же все-таки с точки зрения перспективы это вопрос такой достаточно затяжной. Компенсация, даже если обратиться в суд, будет незначительной.