Будем объективны: тогда в пользу Турции срабатывала конкуренция. Турецкие туроператоры делали российским гражданам самые выгодные предложения. К тому же россияне оценили теплый климат страны, чистые морские пляжи, хороший сервис, возможность посещать Турцию практически в любое время года.
Довольны были и турецкие операторы. Как заявлял президент туристического холдинга OTİ Айхан Бекташ, в отличие от других зарубежных туристов, "россияне значительно больше тратят деньги на развлечения и покупки".
- Россияне - одни из самых активных туристов в мире
Что же касается нынешнего сезона, то, как сообщают турецкие источники, Турции в этот период рассчитывает принять уже более 4 миллионов российских туристов. Удастся ли это? Выступая недавно в Стамбуле на международном туристическом саммите, министр культуры и туризма Турции Эртугрул Грюнай заявил, что самой привлекательной для туристов в целом, и российских - в частности, является система all Inclusive - "все включено", что является главной визитной карточкой турецкого туристического бизнеса. Однако на днях представители сети Rixos в Турции заявили, что расходы на эту систему стали превышать доходы. Они выступили с предложением отказаться от нее, ориентируя свой бизнес на более богатых туристов.
Rixos, конечно, виднее. Но нелишне заметить, что экономический кризис не обошел стороной и Россию, где, как и в Европе, обозначилась тенденция падения общей покупательной способности граждан. Ранее Турция это чувствовала острее других стран, ведя гибкую ценовую политику в отношении предлагаемых туров. Сейчас ситуация может измениться.
Более состоятельные россияне заметили падение качества сервиса во многих турецких отелях. Одна часть из них стала приобретать в Турции недвижимость и вообще перестала ездить туда в качестве туристов. Другая - ушла на порталы самостоятельного бронирования. Плюс к этому, Турцию на российском туристическом рынке стали заметно оттеснять Греция и Испания.
- Российские туристы предпочитают Турции Испанию
Rixos и ранее выдвигал инициативу отказаться от системы "все включено". Но по экономическим соображениям она не была поддержана другими отелями Турции. Поэтому возникает вопрос: "Как будет сейчас?". В этой связи эксперты предсказывают, что для большинства российских туристов без пункта "всё включено" турецкие курорты окажутся менее привлекательными. В результате, как предупреждает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, Турция может потерять конкурентоспособность на российском рынке. К этому можно добавить еще один факт, который фиксирует уже турецкая сторона: россиян начинает отпугивать от Турции обострение политической ситуации в соседних странах. Так что остается только надеяться на руководителей турецкого туристического бизнеса, которые, как правило, умели находить выход из непростых ситуаций и договариваться как с руководителями сетевых отелей, так и со своими российскими коллегами.