Как мы уже сообщали, турецкие власти продлили для граждан России срок безвизового пребывания в стране с 30 дней до 60. Такое решение в одностороннем порядке принял кабинет министров страны после многочисленных публикаций о проблемах, которые после введения безвизового режима с Россией появились у владельцев турецкой недвижимости. Соглашение вступило в силу со 2 июля, однако срок его действия ограничен 31 декабря 2011 года.
И именно это вызывает беспокойство многих россиян, имеющих недвижимость в Турции и привыкших по несколько месяцев в году проводить на Анатолийском побережье. Хорошо, если в следующем году срок безвизового пребывания будет продлен, например, до 90 дней. А если, наоборот, сокращен или отменен вовсе? После отмены визового режима с Турцией россиянам, вкладывающим немалые средства в экономику этой страны, пришлось пройти очень непростой путь, чтобы по истечении 30 безвизовых дней находиться в своих виллах и апартаментах на законных основаниях. Чтобы это ясно представляли себе те, кто принимает соответствующие решения, мы попросили москвича Михаила Шеина (фото), владельца апартаментов в нескольких километрах от Аланьи, рассказать, как он оформлял турецкие визы для своей семьи.
Четыре года подряд Михаил спокойно отправлял жену с двумя детьми в Турцию, где они могли находиться до 60 дней. А в этом сезоне семейству пришлось пройти «все муки ада», чтобы оформить визы, позволяющие пробыть в стране более 30 дней. «О том, чтобы оформить долгосрочные визы в консульстве Турции в Москве, не могло быть и речи: ждать надо было два месяца, мы бы потеряли половину лета, – говорит Михаил. – Поэтому, как только закончился учебный год, я отправил семью в Аланью, а позже приехал, чтобы помочь им оформить визы».
В назначенный день рано утром, взяв с собой все необходимые документы – загранпаспорта, свидетельства о браке и рождении детей (только оригиналы!), документы о покупке недвижимости, справку из местного банка о наличии счета на сумму от 3000 турецких лир (более $1850), семья в полном составе отправилась в налоговую инспекцию. За два дня до этого Михаил заезжал к нотариусу, чтобы перевести на турецкий язык и заверить печатью оригиналы свидетельств, так как документы, заверенные в России, там не действительны.
В налоговой инспекции необходимо было получить ИНН, подтверждающий, что россиянин официально становится налогоплательщиком в Турции. «Хорошо, что у меня там свой автомобиль, иначе мы не управились бы за день. Налоговая, полиция, банк – все разбросано по разным улицам. Вроде Алания и небольшой город, но пешком, с детьми, да еще по жаре за 30, там долго не походишь, – объясняет Михаил. – И если бы вы видели, какая очередь в налоговую инспекцию! Люди стоят на улице, как в прежние времена в «Макдональдс»!
Кстати, турецкий ИНН приходится получать, даже если недвижимости нет, но россиянин решил арендовать апартаменты или взять номер в гостинице на все лето. В этом случае придется брать в отеле справку, подтверждающую, что он там на самом деле проживает и оплатил весь срок пребывания.
Промаявшись в общей очереди почти полтора часа и получив ИНН, Шеины поехали в полицию Алании, чтобы получить визовые анкеты. Заполнять их надо на турецком языке! По соседству, в визовом центре, такую услугу оказывают по 25 лир (почти $15,5) за анкету. «В России писали, в том числе со ссылкой на представительство Министерства туризма Турции, что анкеты можно заполнять на английском – не советую, зря потратите время, – говорит Михаил. – Все равно в полиции попросят переписать по-турецки, потому что никто там на английском не говорит. Я видел это своими глазами».
Предъявив заполненные анкеты в полицию, Шеины получили квитанцию на оплату услуги по оформлению визы – 36 лир (более $22) за каждого. Деньги за это принимают строго в определенном банке, который еще надо найти, и пешком туда не дойдешь. «Там тоже было много народу, россияне и местные жители, – продолжает Михаил. – Стояли мы минут сорок. Потом опять в полицию и опять очередь. Принимая наши документы, полицейский даже проверил, откликаются ли на записанные имена мои дети». Там же блюститель закона потребовал, чтобы Михаил подписал бумагу о согласии оставить в стране детей на попечение их матери.
Существенная деталь: на всем этом бюрократическом пути Шеиных сопровождала знакомая россиянка Людмила, которая давно живет в Турции, знает язык, законы и местные нравы. Как считает Михаил, без переводчика получить необходимые документы практически невозможно: «Я видел, как буквально перед нами полицейский вернул бумаги россиянам, буркнув что-то по-турецки. Они даже не поняли, что с их документами не так».
В полиции Шеиным должны были сделать отдельное разрешение на жену и каждого ребенка. «Стоит эта синяя книжечка 149 лир (более $90). Наша помощница долго улыбалась полицейскому, и он все-таки вклеил в разрешение жены фотографии обеих девочек. Так мы сэкономили почти 200 долларов, – поясняет Михаил. – Хорошо, хоть эту услугу можно оплачивать на месте, а не ехать снова в банк».
Михаил вообще отделался «малой кровью». По его словам, «местные ребята» предлагают услуги по оформлению и переводу по 500 лир (более $300) с носа. «А еще я слышал, что некоторые русские за 60 лир (около $40) покупали у них справку о наличии счета в банке».
Итак, подсчитаем, в какую сумму обошлось бы оформление документов семье из трех человек, не имеющей дружеской помощи. Прием у нотариуса – от 110 до 130 лир; заполнение анкеты на турецком языке в визовом центре – 25 лир за каждую; 4 фотографии – около 5 лир; оплата услуг полиции – 36 лир с человека; бланк долгосрочной визы – 149 лир с каждого. Стоимость такси при отсутствии личного транспорта – 40-60 лир. Турецкие помощники-переводчики – по 500 лир с члена семьи. Получается около 2200 лир (около $1340) за всю процедуру, и это не считая вычетов по банковской комиссии за открытие счета и снятие наличных средств после получения визы, поскольку счет в турецком банке, как правило, семье не нужен.
Через десять дней супруга Михаила приехала забирать визы. Для этого ей пришлось не только опять тащить с собой детей, но и снова отстоять длинную очередь на пыльной дороге – вместе с соотечественниками, которые томились на жаре, некоторые с колясками и грудными младенцами на руках.
Как рассказывает Михаил, многим их соседям по комплексу пришлось убить на оформление виз не один день. Другие, насмотревшись на их мытарства, плюют на все и уезжают на 29-й день отпуска, не желая связываться с турецкими властями. «А ведь это собственники квартир, за которые они заплатили, плюс исправно платят налоги! – возмущается Михаил. – Не понимаю, зачем людей, которые могли бы оставить в стране больше денег, практически вынуждают уехать в разгар сезона».
Особенно тяжела процедура получения долгосрочной визы для пожилых людей. Как правило, на лето детей на турецкие курорты отправляют с бабушками. Только представьте, каково это – таскать на себе малыша по инстанциям в чужой стране да еще без знания языка? А если внуков двое-трое? «Пожилые родители многих моих знакомых владельцев недвижимости живут в Турции по полгода, убегая от промозглой российской погоды, – говорит Михаил. – Получается, что теперь, если не каждый месяц, то каждые два, они вынуждены проходить трудоемкую процедуру продления визы. Другой вариант – выезд на «экскурсию» в какую-нибудь соседнюю безвизовую страну, чтобы через день-два вернуться в Турцию «чистеньким». Но и это для них очень хлопотно, особенно если на руках маленькие внуки».
Каким будет решение турецких властей на следующий сезон? Ведь мало сохранить срок безвизового пребывания в стране на 60 дней, а еще лучше продлить до 90. Еще надо подумать над «благожелательностью» процедуры оформления виз для тех россиян, кто надолго остается в Турции. Например, организовать отдельные окна для приема документов от граждан России в налоговой инспекции, полиции, банке, чтобы люди, оставляющие в стране немалые деньги, не томились в очередях, тем более с детьми. А еще лучше – вернуть для «долгосрочных» туристов практику визовых марок, которые до отмены визового режима можно было получить в аэропорту прибытия. Если эти наклейки за $20 прежде могли обеспечивать двухмесячное пребывание россиянина в Турции, то почему не могут теперь?
Конечно, такое решение может быть принято, только если Турция действительно заинтересована в российских туристах и серьезных инвесторах, а не заботится о том, чтобы дать подзаработать по-мелочи разным бюрократическим конторам и «левым ребятам», сдирающим по $300 за оформление одной визы.