Челябинский турист Сергей Яшков почти двое суток провел в турецкой тюрьме, а затем был депортирован из страны из-за жалобы стюардессы и капитана воздушного судна, на котором он прибыл в аэропорт Антальи. Сергей обратился в редакцию Chelyabinsk.ru с просьбой разобраться в ситуации, в которой оказались он и его семья.
По словам челябинца, команда самолета «Оренбургских авиалиний», выполнявшая чартерный рейс из Челябинска в Анталью поступила некорректно: не имея веских причин, вызвала турецкую полицию на борт и отправила туриста за решетку только потому, что он не понравился бортпроводнице.
Все началось 23 мая на летном поле челябинского аэропорта. Как рассказал корреспонденту Chelyabinsk.ru Сергей Яшков, перед посадкой он сфотографировал жену и двоих детей на фоне трапа и самолета. «Мне сделал замечание сотрудник аэропорта, – признается Сергей. – Но мы не одни фотографировались на фоне самолета. После неприятного инцидента мы поднялись на борт. Жена и дети прошли в салон, а мне стюардесса сказала: «Вы мне не нравитесь, садитесь сюда» и указала на передние сиденья. Я с ней не согласился, объяснил, что не обязан кому-то нравиться или не нравится, и сел на место, обозначенное в билете, вместе с женой и детьми. Команда вызвала милицию, и мне предложили пройти медицинское освидетельствование, но я не мог покинуть самолет, который вот-вот должен был взлететь, и предложил сотрудникам правоохранительных органов принести необходимые инструменты на борт. В результате со слезами на глазах и просьбой оставить меня на борту к капитану судна обратилась моя жена. Ее поддержали другие пассажиры, наблюдавшие за ситуацией. Милиция удалилась, и мы взлетели.
На летном поле челябинского аэропорта
Весь полет я находился на своем месте. Когда приземлились в аэропорту Антальи, я подошел к стюардессе и попросил ее представиться, при этом записывал все происходящее на камеру своего мобильного телефона. Но недолго – стюардесса резким движением опустила мою руку, в которой находился телефон, мотивируя тем, что на борту запрещено снимать на видеокамеру. Она показала инструкцию, где написано, что снимать на фото- и видеокамеры запрещено только во время взлета и посадки. На мой взгляд, я вел себя корректно. Но экипаж вызвал полицию».
По словам Сергея, практически всю следующую ночь его семья провела в полицейском участке – дети спали прямо там, затем их отправили в отель. На протяжении всего времени медицинского освидетельствования, составления заявления на стюардессу, снятия отпечатков пальцев – с Сергеем Яшковым находился представитель туроператора «Pegas Touristik», который успокаивал и уверял, что ситуация на 90% разрешится в его пользу, нужно только дождаться утра и прихода шефа полицейского участка. Сергея Яшкова отправили в тюрьму – он провел там ночь.
Начальник участка пришел поздним утром и сообщил, что по законам Турции ему грозит несколько лет заключения или депортация из страны. «Меня поставили перед выбором: улететь сейчас или ждать две недели вылета по моему билету. Я согласился на немедленную депортацию, но пробыл в тюрьме еще больше суток, так как билетов в этот день не было, – рассказывает Сергей. – Жена и дети остались в Турции. Паспорт мне отдали только после приземления. На руках у меня осталось лишь заявление на турецком языке на стюардессу, сколько я ни просил сделать копию медосвидетельствования (кстати, оно показало, что я был трезв), мне ее не сделали.
Уже в Челябинске, пообщавшись с женой по телефону, я узнал, что (со слов представителя «Pegas Touristik». – Прим. автора) заявление написал также командир корабля. Он заявил, что я ломился в его кабину. Но такого не было. Стюардесса, на которую я пожаловался, беспрепятственно улетела в Россию, хотя по турецким законам, как мне объяснил шеф полиции, ей также грозило наказание».
Инструкция с самолета
«Оренбургских авиалиний»
Сергей Яшков утверждает, что по прибытии в Челябинск он отправился в офис тур-оператора и предложил возместить ему стоимость путевки или вернуть семью из Турции и отправить всех в другую страну. «Представители «Pegas Touristik» сказали писать заявление, срок рассмотрения которого 10 дней», – уточнил Сергей.
Однако, по мнению президента ассоциации туристических организаций Челябинской области Виктора Михальчука, туроператор не имеет отношения к решению сотрудников авиакомпании. «Туроператор заплатил за авиаперевозку, за отель. На основании чего он должен возмещать ущерб? А решение принимает командир экипажа, здесь может быть сыграл роль человеческий фактор. Может быть, турист хамил стюардессе? Нужно подавать в суд, который и решит, правомерно командир корабля вызвал полицию или нет.
Но существует закон об авиаперевозках. Во время судебного разбирательства капитан будет ссылаться на инструкции, прописанные в нем, – отмечает президент ассоциации. – И они вполне могут доказать, что турист неправ. Скорее всего, дело невыигрышное. Не думаю, что командир просто так вызвал полицию, наверняка была какая-то провокация со стороны пассажира. Но правомерность этого решения челябинец может оспорить в суде».
Полицейский участок
в аэропорту Антальи (Турция)
Между тем Сергей Яшков полагает, что конфликт произошел все же из-за одной фотографии, сделанной перед отлетом в Челябинске. «Летное поле является стратегическим объектом, и его съемка без разрешения запрещена, – сообщили в пресс-службе челябинского аэропорта. – Что касается правил фото- и видеосъемки, то надо ознакомиться с правилами поведения пассажиров на борту воздушного судна».
Редакция Chelyabinsk.ru направила в компанию «Оренбургские авиалинии» официальный запрос с просьбой разъяснить причины подобного поведения экипажа, но на момент публикации материала ответ не был получен.
Отметим, что Турция является одной из самых популярных стран, которую посещают челябинцы. Сезон-2011 еще только начался, а с жителями Челябинска и области уже не раз случались неприятные истории. Так, 4 мая в городе Кемер без вести пропала челябинская туристка Светлана Казакова. Женщину до сих пор не нашли. Как удалось узнать корреспонденту Chelyabinsk.ru из собственного источника, буквально через неделю после пропажи Светланы Казаковой, на одном из турецких курортов погиб молодой челябинец. А утром 29 мая в Анталье от инфаркта скончался 35-летний житель Еманжелинска.