С начала мая турецкие отели начали воплощать свои угрозы по отказу от системы all inclusive. Пока эти действия больше напоминают эксперимент, но уже в ближайшее время, по заверениям малоазийских отельеров, могут приобрести массовый характер.
Насколько потеря “бесплатного пива” серьезный аргумент для постсоветского туриста, и сможет ли он променять бассейны Анталии на пляжи ЮБК Крыма — об этом “Комментарии” решили поговорить с Андреем Клименко, экономическим экспертом, председателем совета Таврического института регионального развития (Ялта).
- Отказ (если он произойдет) турецких отелей от “все включено” заставит ли туристов из стран СНГ сменить пески Анталии на пляжи Крыма?
— Я думаю, что тема all inclusive надумана. Ситуация здесь выглядит следующим образом: турецкие власти задумались над тем, что эта схема не дает возможности заработать малому бизнесу. То есть населению курортных городов. Городков и деревень. Потому, что турист, попадая в гостиницу, никуда больше не ходит. И главное. Нигде больше не оставляет деньги.
Надо понимать, что массового отказа от all inclusive в Турции не будет. Если моделировать ситуацию, что в Турции будут расти цены, то можно рассуждать о том, что украинцы поедут в Крым.
Дело в том, что в Черноморском бассейне произойдет взрывное увеличение 5-звездочных отелей. Это будет происходить как в Турции, так и в России с Грузией.
То есть возникнет высокая конкуренция на рынке 5-звездочных отдыха. И неизбежно будет демпинг. Поэтому крымской туристической отрасли в этой ситуации необходимо отслеживать, понятно, эту ситуацию. И пока мы не стали ничего масштабного строить (пока мы только ремонтируем в Крыму инфраструктуру), Крыму необходимо определиться — в каком сегменте в ближайшие пять лет позиционировать местный рынок в условиях ужесточающейся конкуренции.
- На Ваш взгляд, в каком сегменте необходимо позиционировать себя полуострову?
— На мой взгляд, это сегмент — 3 плюс. Сегодня мы видим явный дефицит гостиниц в целом в черноморском регионе. И тут стоит уточнить, что этот регион борется за одни и те же туристические потоки. Поэтому, я считаю, что уровень 3 звезды даст больший результат. Хотя, конечно, мы должны иметь и элитные отели.
- Заканчивая о системе “все включено”, на сколько возможно ее массовое распостранение в Крыму в ближайшие годы?
— Конечно, право на существование имеют все форматы. И, “все включено” существует в мировом туризме. Да, этот формат популярен среди определенной группы туристов. Но я бы не возводил его в фетиш: сделаем all inclusive и будет нам счастье. Да он должен быть — для разнообразия. Но не думаю, что это будет массово. По крайней мере, не к этому нужно стремиться.
- На Ваш взгляд, как эксперта, стартующий туристический сезон на полуострове будет иметь в этом сезоне какие-то особенности? И в чем они будут проявляться?
— Конечно, особенности будут. Во-первых, я думаю, что даст результаты информационная кампания, которую проводили власти полуострова. Потому, что информпоток, по сравнению с предыдущими годами, был намного сильнее. И, самое главное — он был интереснее.
- И во что такой “поток” выльется? Это увеличение турпотока?
— Да. Но вторая особенность будет состоять в том, что (это мое ощущение) этот сезон будет зависеть от каких-то случайных факторов. То есть, мы же понимаем, что после всех этих событий в арабском мире, не может не измениться ситуация на туристическом рынке. Вопрос только один — как она измениться.
- Египет дал информацию, что наполняемость отелей Шарм-эш-Шейх составляет только половину от прошлогодних показателей…
— Да, и это естественно. И тут самые серьезные коррективы могут внести какие-то неожиданные события. Если бы сегодня, судя по прессе, не происходило эскалации конфликта в Сирии, то я бы был уверен, что “египетские потоки” уйдут на Турцию. Но сегодня, учитывая, что Сирия рядом с Турцией, и в Сирии стреляют (и никто не может спрогнозировать, когда это все закончиться), “Турецкий вариант” для туристов выглядит не самым лучшим. А тут еще стреляют (и как стреляют — ред.) в Ливии. И никто не понимает, когда эта стрельба закончиться.
Опыт последних лет показывает, что страх у туристов проходит очень быстро. Особенно у туристов из стран бывшего Советского союза. И они через три-четыре месяца восстанавливают потоки.
Но в нынешней ситуации, когда идет война в Ливии (а это Средиземное море, не отличающееся большой площадью, а ракеты летают далеко), когда стреляют в Сирии — все это может сказаться на туристическом сезоне в Крыму.
- В такой ситуации турпоток на полуострове “поправят” туристы из России и Украины. Ну, еще и Беларусь?
— В первую очередь — европейские туристы.
- Немцы?
— Та там вся Европа в Турции. Там туристы из стран СНГ — процентов 20%. А остальные — Старая Европа. И можно здесь прогнозировать — что очень сложно прогнозировать.
- Год назад власти полуострова объявили войну нелегальному турбизнесу. Там еще и повод был — страна принимала Налоговый кодекс. Какие на сегодня результаты этой операции “зачистки”?
— Во-первых, бросается в глаза, что на сегодня очень разное понимание этой проблемы у Совета Министров Крыма и у городских властей. На сколько я понимаю логику действий Совмина — там видят, что это уже сложившаяся отдельная отрасль экономики. И она принимает в 3-4 раза больше туристов, чем “официальные” санатории и гостиницы.
Судя по исследованиям социологов, этот (нелегальный) бизнес, в котором участвует до полумиллиона крымчан. А с учетом членов семьи, можно утверждать, что у половины жителей Крыма доходы зависят от туристического бизнеса.
Поэтому, борьба с таким бизнесом — это не легализация. Это должно как-то по-другому называться. И тут мне понятно, что нужен какой-то период, чтобы привести нормативную базу в соответствие.
Но местные бюджеты наполняются проблемно, поэтому там сильно проявляются фискальные рефлексы: людей часто просто запугивают.
Но могу сказать, что в последнее время очень активно начался переговорный процесс между Совмином и квартиросдатчиками. Он непросто идет, но идет. Думаю, что найден будет нормальный механизм, который позволит работать и мини-отелям, и в тоже время начнет процесс легализации их деятельности.