Настенная живопись 8600-летней давности, предположительно изображающая извержение вулкана, является старейшим из известных в мире пейзажей или карт.
Это доказывают исследования, проведенные командой археологов на горе Хасан, расположенной рядом с Чаталхойюк в Центральной Анатолии.
Чаталхойюк — протогород времен неолита и энеолита, чья площадь достигала около 13 гектаров, а население насчитывало более 8 тыс. человек. Он существовал примерно с 7500 по 5700 гг. до нашей эры.
С 1961 по 1965 годы Джеймс Мелларт, британский археолог, работающий со Стамбульским университетом, раскопал участок и обнаружил внутри дома из саманного кирпича настенную роспись шириной в три метра. Сейчас роспись находится на выставке в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.
В прошлом году группа исследователей во главе с Акселем Шмиттом, геологом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отправилась на гору Хасан, которая находится примерно в 130 километрах к северо-востоку от Чаталхойюка, с целью найти доказательства существования проснувшегося вулкана. Согласно теории Шмитта, если тот или те, кто изобразил эту наскальную картину, жили во времена извержения, то весьма вероятно, что данное изображение является самым древним пейзажем, демонстрирующим вулканическое извержение, а не просто геометрическим рисунком, как это предполагалось первоначально.
После сбора и анализа образцов пемзы, взятых с вершины и у основания вулкана, команда Шмитта задокументировала наличие андезитовой пемзы на вершине горы Хасан и провела изотопное датирование методом (U-Th)/He. В своей исследовательской работе под редакцией Оксфордского университета команда Шмитта доказала, что извержение вулкана Хасан произошло приблизительно в 6960 году до н.э., примерно в то же время, когда, как считают специалисты, и были сделаны росписи.
Выступая на национальном радио США 9 января, Шмитт сказал: «Теперь в учебниках о вулканах или учебных пособиях о картографии во введении будут упоминать и то, что это старейшее наскальное изображение извержения, и то, что это самая старая карта-пейзаж».
Хотя эта теория кажется в настоящее время доказанной, сам Шмитт предостерегает общественность от возможности неправильной интерпретации результатов работы его команды, считая, что из-за слишком серьезной разницы во взглядах и культуре не факт, что мы сможем правильно понять, что имели ввиду люди, сделавшие настенную роспись 9 тысяч лет назад.