Когда смотришь на канапе РТР программу «Диалоги о животных», кажется, что ее ведущий буквально спился с окружающей его дикой природой и легко находит общий язык с любым зверьем. Никто лучше него не сможет рассказать об их образе жизни, инстинктах, повадках, понять их мысли и настроение.
И ничто не дает ему такого удовлетворения, отдыха, покоя и гармонии, как общение с нетронутой флорой и фауной.
=01— Иван, каждому ясно, что график жизни у вас кочевой, но бывают ли в нем свободные дни?=02 — Официальный отпуск я не брал давно. Полноценно отдохнуть не хватает времени, а все мои поездки на море или побережье — это в основном служебные командировки. Но работа у меня творческая, поэтому в особом расслаблении я не нуждаюсь и на горячем песочке скучаю. Последняя моя экспедиция была в бухту Витязь, в Дальневосточный морской заповедник, где есть довольно интересные рыбы, актинии, голотурии, осьминоги. На Дальнем Востоке весьма занимательная звериная компания. Там удивительным образом уживаются обитатели севера и полярных морей, пришельцы с юга и из тропиков. На Баренцевом море мы снимали живых крабов, целую гору, ползущую лавину. Дивное зрелище, как в фильмах ужасов! А скалистый остров Харлов, обдуваемый пронизывающим ветром с Ледовитого океана, привлекает огромными птичьими базарами. Здесь гнездятся многочисленные колонии северных птиц — олуши, кайры, чайки... Вокруг Антарктиды замечательная фауна: пингвины, морские слоны, киты, пятнистые тюлени-крабоеды. Путешественники любуются этой красотой с борта специально оборудованного корабля или высаживаются на Огненной Земле, в славном городе Ушуае. Но дайверские сафари — это все-таки не массовый туризм, а инициатива частных компаний, которые специально для погружений привозят на Баренцево и Белое моря состоятельных людей, умеющих плавать с аквалангом, в сухом костюме, то есть имеющих хорошие водолазные навыки.
=01— Какие малоизведанные страны вы бы посоветовали посетить?=02 — К сожалению, у нас почти не развита индустрия организованных поездок в малодоступные земли. Хотя экологический туризм — крайне полезное занятие. Честно говоря, я — за государственную сеть национальных заповедников, парков. Будь моя воля, я бы создал нечто подобное и на Камчатке, и на Чукотке, и на Дальнем Востоке, и на Байкале. Единственное всеобщее заблуждение: люди расценивают заповедник как зоопарк. Им кажется, там так же вольготно бродят зубры, бизоны и медведи. Но на самом деле звери в заповеднике живут по своим законам и прячутся от непрошеных гостей. И показать их могут только специалисты.
=01— Помните место, где получили самый большой заряд адреналина?=02 — В годы студенчества мы вели учет медведей в Башкирском государственном заповеднике. Все вокруг тогда было в новинку. Искали следы косолапых, записывали, если, не дай бог, встречали...
=01— Как вы считаете, животные чувствительны? Они способны сильно переживать?=02 — Бесспорно. Особенно высокоразвитые. Они могут проявлять самые различные эмоции.
=01— А дома вы кого-нибудь держите?=02 — Кошку, собаку и маленькую черепаху (ее сын притащил).
=01— Иван, а какую кухню вы предпочитаете?=02 — Пищу люблю естественную. Русские, японские блюда, китайские кушанья, правда, не сильно навороченные.
=01— Меня всегда интересовало, чем существенным отличаются друг от друга моря помимо названий? Наверняка вы знаете ответ.=02 — Во всех морях разные гидрологические режимы. Например, в Красном море в определенный период массово размножаются некоторые планктонные организмы, и это придает своеобразный оттенок воде. Видимо, какой-то естествоиспытатель попал туда именно в эту буйную пору и под впечатлением от увиденного назвал море Красным. Все остальное время оно голубое и прозрачное. А вот холодное северное море поморы окрестили Белым. Оно, конечно, снежное и застывшее, но в Заполярье, в Кандалакше, в поселке Чупа летом люди с удовольствием купаются. На мелководье вода прогревается до 20°С. Как профессионал я не отношу какое-то одно море к категории самых любимых — мне интересно везде.
=01— Вы бывали в Антарктиде. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.=02 — Я летал туда, еще работая в Институте океанологии. Вообще-то говоря, горы я не люблю: тоскливо там как-то. Но мы поднимались на ледник, а это совсем другое дело. Восторг небывалый! Представляете, к морю спускается мощнейший язык льда, искрящийся на солнце...
=01— Что-то вы все о Севере и о Севере. А любимые города Европы можете перечислить?=02 — Бельгийский Антверпен, польский Гданьск — образчик германского градостроительства и тевтонского зодчества. И, безусловно, Амстердам с великолепной архитектурой, причудливыми каналами, старинными мостами... Ну просто северная Венеция! Помню, как я сидел один на Королевской площади... Красота! Попал в Амстердам по дороге из Намибии, где мы тоже работали. Из Африки я, кстати, привез на память множество деревянных фигурок.
=01— Вы их собираете?=02 — Нет. Я коллекционирую фигурки древних вымерших млекопитающих, и к поездкам это никакого отношения не имеет.
=01— Африка вас поразила так же, как Хемингуэя?=02 — Я видел ее несколько другой. Африка удивила меня своей бедностью. Но справедливости ради надо отметить, что это было лет 1 5 назад. Зато там изумительные заповедники, скажем, в той же Кении. Еще запомнился остров Сан-Томе, расположенный прямо на экваторе. Мое воображение поразила португальская мини-крепость с карликовыми пушечками...
=01— Как вы относитесь к сафари?=02 — Бывает либо фотосафари, либо охота. Надо отдать должное Африке — охота здесь организована очень разумно: она действительно помогает истреблять лишних особей в популяции. К тому же с охотников взимают немалую плату за доставленное удовольствие, и эти деньги идут на нужды заповедника. Сам я не охотник и участвую только в дайверских сафари, где никто не стреляет. Но о российских аналогах африканскому, американскому или австралийскому сухопутному сафари я что-то не слышал.
=01— Какие районы вами еще не освоены?=02 — Много таких мест. Хочу отправиться туда, где остались непуганые животные, — на острова Южного океана, вокруг Антарктиды, на Галапагосы, в Австралию, Индонезию, на наши Командоры и так далее.
=01— Понятно, что по долгу службы вы занимаетесь всеми живыми организмами в целом. Но может быть, каким-то видам уделяете и более пристальное внимание?=02 — Одно время я серьезно изучал дельфинов. Это поистине высокоинтеллектуальные животные, но, думаю, их любовь к человеку сильно преувеличивают. Ведь даже спасают они нас в силу биологических инстинктов. Хотя, вероятно, осознанная помощь с их стороны тоже возможна. Я снимал их в Белом море. Кстати, последнее время там все больше и больше любопытных. А ведь праздно разгуливающие туристы страшны. Они все вытаптывают на своем пути, уничтожают. Совсем другое дело, когда их водят отдельными группами.
=01— Расскажите, как себя правильно вести с животными, находясь в среде их обитания?=02 — В тропиках не стоит ходить босиком во избежание экзотических болезней. Разумеется, зверей в дикой природе следует, как можно меньше трогать руками. Но на съемках иногда этого не избежать. Животные не горят желанием познакомиться с человеком поближе. Особенно опасны всякие контакты под водой. Представляете, как пугающе выглядит человек в толще морской воды: огромная, непонятная махина, к тому же пускающая большие пузыри! Туристу, особенно в южных морях, категорически нельзя прикасаться к чему бы то ни было. Мне известно, что даже маленькая ранка или легкая ссадина заживают очень долго, потому что многие подводные существа обороняются с помощью всевозможных ядовитых стрекательных клеток — моллюски-конусы, очень красивые на вид, могут сильно ужалить ныряльщика, у многих рыб колючие плавники. На рифах необыкновенно высокая плотность жизни. Причем не знаешь, откуда ждать подвоха: и мурена может хватить, и безобидный с виду скат врезать. Те же очаровательные пингвины, если берешь их на руки, в отместку способны изгадить тебя с головы до пят. В дайверской среде был случай, когда человек долго дразнил милую рифовую рыбку, которая питается кораллами с твердым известковым скелетом. Видимо, ей это надоело, и она охотно откусила ему половину пальца. Пара любителей медведей на Камчатке поплатились за свое легкомыслие — они были съедены этими «милыми» зверюшками. Вывод один: лучше наблюдать повадки животных и восхищаться природой со стороны. Знаете в чем отличие обывателя от специалиста? Я, допустим, никогда не стану взахлеб рассказывать, как героически плавал среди акул, потому что знаю, что в конкретном месте они никогда не нападают на человека, хотя при других обстоятельствах можно легко стать их жертвой. Вот к слонам в Азии надо подходить со специально обученным человеком, иначе этот громила может задавить. Консультант нашей программы недавно вернулся из Индии и рассказал забавную историю. Он видел слона, который развлекался необычным способом: дам, пытающихся с ним заигрывать, исполин подманивал к себе поближе, поднимал хоботом пыль и дул на них что есть мочи.