Игорь Кио выезжает за границу уже более 4О пет. Видел почти весь мир, но отдыхать так и не научился. Все его вояжи носили исключительно деловой характер. Несмотря на это, в каждой поездке с ним происходили невероятные приключения, ведь работал он в цирке, где без шуток и веселья не проходит и дня.
=01— Игорь Эмильевич, вы всю жизнь трудились. Сейчас, наверно, у вас счастливая пора — вы можете позволить себе расслабляться сколько душе угодно...=02 — К сожалению, я отношусь к тому типу людей, которые не умеют отдыхать. Лежать и ничего не делать — это наказание. В бездействии не нахожу себе места, не знаю, чем себя занять, и от этого ужасно страдаю. Вот был на гастролях в Израиле — два месяца выступлений плюс две недели отдыха на море в Эйлате. Это еще куда ни шло. Но, не зная языка, я чувствовал себя там неуютно. В такой атмосфере долго, находиться нелегко.
=01— Первый раз вы попали за границу в 1960 году, и это был Копенгаген. Что поразило вас в облике города и произвело самое сильное впечатление?=02 — Мне было 16 лет, когда я увидел капиталистический Копенгаген — один из красивейших городов Европы. Это восхитительно. Но кроме великолепной архитектуры я открыл для себя красоту женского тела. Импресарио повел труппу в варьете на стриптиз, который исполняла прелестная девушка. Ошеломляющее впечатление, особенно для 16-летнего юнца из пуританской страны! Такое мне никогда и не снилось.
=01— На каком из континентов вы никогда не бывали?=02 — В Австралии. Не довелось, не сложилось. Я же не путешественник. Всю жизнь работал, гастролировал там, куда направляли. Это только последние 10 лет я могу позволить себе отдохнуть вместе с женой. Вот уже несколько раз ездил в Испанию, во Францию.
=01— Понравилось на родине Дон Кихота?=02 — Испания — замечательная страна. Она создана для веселья и беззаботного времяпрепровождения. И люди там улыбчивые... Хотите расскажу забавную историю? Один мой приятель за день до вылета отправился в магазин, случайно оставил там паспорт и обнаружил свою пропажу только в аэропорту. Возвращаться за паспортом долго — 600 километров, связаться с посольством тоже нет времени. Кое-как на паспортном контроле знакомая женщина объяснила таможеннику ситуацию. И вот что удивительно: он выслушал, улыбнулся и спросил: «Вас там впустят?» — «Конечно, — ответили мы. — Уж как-нибудь договоримся». И нам разрешили спокойно улететь. Без паспорта. Такое возможно только в Испании!
=01— Какие еще страны понравились?=02 — Я много лет не был в Соединенных Штатах — первый раз оказался там на гастролях в 1967 — 1968 годах. И вот теперь, после долгого перерыва, снова увидел Нью-Йорк. И могу сказать, что город сильно изменился. Меня он просто ошеломил. После Европы, которая ассоциируется с мультипликационным кино, Америка подавляет. Она — как широкоформатный дорогостоящий фильм. Узкие улицы, высоченные небоскребы... Грандиозно! Единственное «но» — я много курю. Я измучился, ведь в Нью-Йорке везде запрещено курить: и в ресторанах, и в барах. Даже в отеле номера делятся на категории: для курящих и некурящих. Это кошмар. По приезде в город я услышал, что издан указ об ужесточении мер по борьбе с курением. Куда же дальше? И я из Нью-Йорка рванул на недельку в Майами.
=01— Сказка, наверно? =02 —Действительно. Вода в океане +28 градусов, изумительные пляжи, довольный и богатый народ. Кругом не виллы — дворцы стоимостью в несколько миллионов долларов. Видел поместье Сталлоне. Оно напомнило мне дом дона Корлеоне из фильма «Крестный отец».
=01— Европейский сервис отличается от американского?=02 — В Европе он лучше. В Англии, например, в Германии. В Америке обычно относятся к тебе с легкой долей насмешки. Но самый высокий уровень обслуживания в Японии. Там не могут не кланяться, не благодарить. Везде, где бы ты ни находился, тебя принимают как дорогого гостя.
=01— Говорят, в Японии нечем дышать...=02 — В больших городах ощущается недостаток чистого воздуха и многие даже ходят в повязках. Но японцы не знают, что такое отсутствие кондиционера. В 1961 году, когда я приезжал в страну, их еще не было. Во дворцах, где мы работали, ставили большие бочки со льдом и включали мощные вентиляторы. Но в то время Япония не имела и своих легковых автомобилей. А в 1966 году их развелось столько, что такое количество машин у нас вряд ли когда-нибудь появится.
=01— Как по-вашему, сильно изменилась Европа за 40 лет?=02 — Нет. Вот Москва преображается. Столица пережила трудные времена, и сейчас из нее пытаются сделать европейский город. А на Западе уже тогда все было хорошо, менять что-то коренным образом нет необходимости. Просто нужно все поддерживать в надлежащем состоянии. В Европе тоже много строят. Но, допустим, в Париже или Барселоне — уникальных городах — никогда не соорудят среди памятников архитектуры современную стекляшку.
=01— Блюда какой кухни предпочитаете?=02 — В последнее время полюбил японские: суши, сашими. И, как человек долгое время работавший в Японии, могу сказать, что в России их готовят ничуть не хуже. Но вообще я не гурман и не особенно притязателен в этом плане.
=01— Как в двух словах можно охарактеризовать Японию?=02 — Американизированный Восток. =01— Вы сказали, что побывали в Израиле. Каковы впечатления от поездки?=02 — Самые хорошие. Помню, как долго ехали по дороге в пустыне, и вдруг на горизонте, как Лас-Вегас, перед нами встал гениально подсвеченный город Эйлат. Маленький, не мегаполис — гостиницы, два-три магазина и полная инфраструктура отдыха. Красное море там замечательное. Немного прохладное, но ничего.
=01— Как в советские времена артисты цирка отдыхали после выступления?=02 — Чтобы попасть в город, нужно было отпроситься у человека, приставленного к нам органами. Между собой мы называли его «Дзержинский». Днем перемещаться по городу можно было только группами, а вечером — по особому разрешению. Но, конечно, несмотря на запреты, многие убегали, нарушали режим, хотя разгуляться был бы особенно не на что — получали крохи (многие везли с собой продукты). И забавные моменты случались. Однажды нас поселили в высококлассный отель. Во время нашего пребывания там стали происходить странные вещи. Каждый вечер, когда труппа возвращалась с выступления, в отеле гас свет. Администрация в панике — удар по престижу гостиницы, постояльцы тоже — кому же приятно сидеть без света? Разгадка оказалась простой: как только наши артисты входили в номера, они тут же включали кипятильники. Все пятьдесят человек. И американские пробки, не привыкшие к таким нагрузкам, разом вылетали.
=01— Перед тем как выехать за границу, какую процедуру требовалось пройти?=02 — Доходило до смешного. Наш секретарь парткома придумал такую штуку. Каждый артист перед выездом должен был посетить Мавзолей Ленина. И все это делали. Я спросил: «Анатолий Гусейнович, в чем идея, кто это придумал?» Он ответил не моргнув глазом: «Каждый, кто выезжает за рубеж, должен как следует попрощаться с Родиной!» Сейчас это звучит дико, но тогда считалось нормой.
=01— Экстремальные поездки были?=02 — Уникальна моя поездка в Турцию. Вылетели. Неожиданно сообщают: в связи с непогодой самолет совершит посадку в Киеве. Приземлились, сидим, ждем. Вдруг по громкой связи раздается: «Товарищ Кио, вас просят подойти к телефону». Я в недоумении: кто может знать, что я в городе? Беру трубку — на проводе директор киевского цирка. «Ты не волнуйся, я вас сейчас отправлю». Я сначала не понял, куда. Оказалось, что в пятницу (а мы вылетели в понедельник) пришла телеграмма от Правительства Турции. Нам запрещали гастроли в Анкаре. Естественно, в пятницу телеграмму сунули под стол, а в понедельник чиновник ее обнаружил и спохватился. А мы-то уже летим! Пришлось срочно разворачивать лайнер. Но через месяц мы все-таки попали в Турцию. И снова: в связи с неполадкой самолет вынужден совершить посадку в Киеве. Мы начинаем истерически смеяться. Стюардессы смотрят на нас как на сумасшедших. Но пока мы ожидали вылета (на самом деле что-то стряслось), кто-то из артистов уговорил девушку из бюро находок объявить: «Товарища Кио к телефону».
=01— Вы долгое время гастролировали с таким замечательным и веселым человеком, как Юрий Никулин. Наверняка есть что вспомнить...=02 — Мы с Никулиным очень много работали, и он действительно замечательный, веселый, оптимистичный человек. Скучать не давал никому. А поскольку мы с ним дружили, наши совместные поездки были особенно интересными, в них можно было еще и кое-что посмотреть. Ведь Юрия часто приглашали к себе сотрудники посольств, специалисты, работавшие за границей.
=01— У вас никогда не возникали проблемы с властями в зарубежных поездках?=02 — Однажды нас с Никулиным заподозрили в сотрудничестве с диссидентами. Это было в Париже. Перед поездкой Зиновий Гердт дал Никулину адрес эмигранта первой волны. Он владел дорогими ресторанами и хотел общаться с русскими. Мы познакомились с этим милым человеком, и он умолял нас без стеснения посещать его заведения хоть каждый день. Мы к нему иногда наведывались. И однажды (мы как раз ужинали] в ресторан зашла группа русских — артисты Большого театра. Среди них выделялась великолепная пара: мужчина — в прекрасно скроенном костюме, его дама — в вечернем платье с дорогими украшениями. Мы сначала приняли их за французов. И вот они сели рядом с нами и о чем-то заговорили. Утром нас вызывает к себе представитель органов и заявляет, что мы, наверно, сошли с ума. Красавцем-кавалером оказался Мстислав Ростропович, а его спутницей — Галина Вишневская. Они вместе с артистами Большого театра писали письмо в поддержку Солженицына. КГБ их выследил и предположил, что мы с ними заодно.
=01— Игорь Эмильевич, вам как туристу из России приходилось попадать в неловкое положение?=02 — Да, были моменты. Как-то в Париже работники посольств пригласили нас с Никулиным в ресторан. Денег у нас почти не было. Поэтому мы решили поступить так: заказать только еду, а выпивку взять с собой. Представляете сценку: в ресторан вваливается толпа народа, и Никулин сует официанту бутылку русской водки. Это взятка — он не должен обращать внимания на то, что мы будем пить свое. А официант вовсе не прочь получить такой сувенир. Он доволен, благодарит, кланяется и не может понять, за что ему такая радость. Спустя несколько минут мы достаем из сумок спиртное и начинаем разливать его по стаканам. Надо было видеть изумленное лицо официанта. Он не привык к таким посетителям, стал размахивать руками, что-то говорить о запрете распития принесенных напитков, но мы намекали ему на взятку и продолжали угощаться своей водочкой.