В советские времена Александр Скляр по долгу службы оказался в Северной Корее — работал в посольстве в Пхеньяне. Там он провел более трех лет и считает, что это уникальная в своем роде страна, правда, со специфическим характером...
=01— Скажите, Александр, в чем заключается необычность Северной Кореи?=02 — Дело в том, что развитие культуры в этой стране было на определенном этапе насильственно остановлено и направлено по совершенно другому пути. В стране не сохранилось практически никаких памятников старины. Все, что имело хоть какую-то ценность, было или уничтожено, или закрыто для посещения туристов. В Северной Корее нельзя просто взять и отправиться куда захочешь. Это абсолютно исключено. Все поездки строго регламентированы. А те местные достопримечательности, на осмотр которых могут попасть туристы, связаны с культом вождя: Музей подарков Ким Ир Сена или мифологическое место, где он родился. Но в определенном смысле все это очень интересно: не осталось больше стран, где можно вот так сразу окунуться в коммунистическую сказку. Хотя свободно попасть куда-то и тем более придумать свой индивидуальный маршрут очень сложно.
=01— А как проходило общение с жителями Северной Кореи?=02 — В этой стране всегда ощущаешь себя чужеродным элементом, потому что общество замкнутое, не допускающее посторонних влияний.
=01— Часто ли вам во время гастролей удается познакомиться с местной культурой, отдохнуть, например искупаться в море, если концерт в Ялте или Сочи?=02 — Если честно, то случается это крайне редко, потому что я не очень часто выступаю в курортных городах. Видимо, мое творчество не располагает к расслабленному отдыху. Хотя исключения бывают. Например, не так давно я участвовал в замечательном фестивале телевизионных документальных фильмов под названием «Человек и море». Все его действо проходило во время круиза из Владивостока в Южную Корею, оттуда в Японию и обратно во Владивосток. Меня пригласили в жюри. Мне было интересно побывать в этом дальневосточном регионе, и я воспользовался предоставленной возможностью. Мы смотрели конкурсные фильмы в кинозале, а потом обсуждали их. На творческих встречах с участниками фестиваля мы говорили о музыке, кино, современном искусстве.
=01— Артистов иногда просят во время круиза сыграть на какой-нибудь частной вечеринке, юбилее. Как вы относитесь к подобному предложению?=02 — Вообще, я не сторонник того, чтобы ездить в оплачиваемые поездки, где требуется послужить неким украшением праздничного стола. Я в состоянии заплатить за себя, а потому никто и ничто не заставит меня сыграть ни одной песни. Но когда я выхожу на сцену как артист, то должен быть дистанцирован от публики. Если же зритель заказывает песню, он может сам взять гитару и попробовать что-нибудь сыграть.
=01— Действительно, может быть, что-нибудь и получится... У вас много песен о море. Значит, морские пейзажи вас вдохновляют?=02 — Дело в том, что творчество — процесс неконтролируемый. Если выжимать из себя песни по случаю, то чаще всего ничего хорошего не выходит. Но зато любые впечатления остаются с тобой навсегда, а потом «вылезают» в самых неподходящих местах. Скажем, на Северном полюсе вполне может появиться песня о джунглях Амазонки, или вдруг где-нибудь в городской суете возникнут стихи об одиночестве на необитаемом острове. Со мной такое случалось. Например, песня «Маршруты московские» зародилась в разгар зимы в Екатеринбурге, где у группы «Ва-Банкъ» проходили концерты. Было много снега, очень холодно. И непонятно почему в промежутках между выступлениями выплыли неожиданные строки, которые позднее превратились в песню «Маршруты московские». А что касается моря, то мне нравится большая вода. Везде, где есть океан, широкое озеро или в крайнем случае река, я чувствую себя намного лучше. Я завидую жителям таких городов, как Нижний Новгород, Пермь, Волгоград или Санкт-Петербург, расположенных на больших реках. Мне всегда там комфортнее.
=01— Вы, наверное, можете назвать места, где море особенно красивое и необычное?=02 — Я был на Мальте. Это место, конечно, сказочное, и море там, на мой взгляд, очень красивое. Я был в Лиссабоне, Португалии, там оно совсем другое. Надо сказать, что море всегда и везде необычное.
=01— А в Португалии вы путешествовали по побережью?=02 — Нет, в то время мне хотелось поехать на север страны. Самое интересное, что я абсолютно не знал, как туда добраться, так как поездка была не групповая, а индивидуальная. Но достаточно было подойти к какому-нибудь симпатичному человеку и спросить: «А каким образом я могу отправиться вот туда-то?» — и он совершенно спокойно рассказывал, как доехать до нужного места. Вот так я забрался, что называется, в глубинку, где сохранились замечательные средневековые соборы, лишь слегка тронутые временем. На севере Португалии минимум туристов. Маленькие городки так органично вписываются в окружающий ландшафт, что составляют его неотъемлемую часть. А вокруг места, почти не испорченные современной цивилизацией. Поэтому для индивидуального отдыха лучшего не придумаешь.
=01— О каких еще странах, которые вы повидали, можете рассказать?=02 — Я был практически везде в Европе, а вот в Америке не был ни разу. Как туриста меня туда не тянет, а в качестве музыканта — еще не сложилось. Совсем недавно ездил в Чехию в Прагу. Мне очень нравится этот город. Я бывал в Праге раньше, и мне вновь захотелось туда: отдохнуть от Москвы, подышать необычным пражским воздухом...
=01— Попробовать чешского пива?=02 — Действительно, в Чехии не выпить стаканчик национального напитка по меньшей мере нелепо. В Праге мне всегда очень хорошо. К тому же в Чехии кроме пива много интересного: Градчаны, собор Святого Витта, достопримечательности, связанные с императором Рудольфом. Но музеи я практически не посещал, просто праздно шатался по городу. Очень удивило то, что в Праге меня узнавали русские люди, которых там великое множество. Как они все успели туда просочиться — понятия не имею! Еще меня помнили букинисты, к которым я заходил в свой первый приезд в город.
=01— Значит, вы предпочитаете отдыхать за границей?=02 — Да, так и есть. Мой главный принцип: «Не мешать окружающим, и чтобы окружающие не мешали тебе». Поэтому мне нравится, когда четко работает полиция. Тогда чувствуешь себя в безопасности. К сожалению, в нашей стране я нахожусь в состоянии некоего внутреннего напряжения, я должен постоянно быть «готовым к бою». А в других странах появляется ощущение абсолютной защищенности. Там, если ты никого не трогаешь и спокойно занимаешься своими делами, будь то прогулки подлупой или бесцельное шатание по городу, никто к тебе не пристанет, не подойдет с каким-нибудь глупым вопросом.
=01— В связи с тем, что за границей четко работает полиция, не возникали ли у вас трудности, связанные с незнанием местных законов?=02 — Собираясь в другую страну, пусть ненадолго, желательно что-нибудь почитать о ней, хотя бы на уровне путеводителя. Если в том или ином месте закон запрещает открыто распивать даже слабоалкогольные напитки, то никто не препятствует тебе зайти в маленькую кафешку и выпить там стакан красного вина в свое удовольствие. Достаточно отправиться в любую поездку с открытым сердцем, и тогда тебе будет комфортно практически всегда и везде. В каждой стране ты сможешь найти что-нибудь такое, что обогатит тебя и позволит вернуться домой чуть-чуть другим. В этом и есть смысл путешествий. К тому же в поездках встречаешь много интересных людей.
=01— Какие встречи вам более всего запомнились?=02 — В студенческие годы я оказался в Гурзуфе, где познакомился с Андреем Макаревичем. Там я впервые услышал, как он играет на гитаре, причем не в группе, а на набережной ночного города. Во время гастрольных поездок я приобрел очень хорошего друга. Он долгое время жил в Перми, а сейчас перебрался в Москву. Теперь мы можем общаться уже чаще. Это пермский художник, который совсем недавно потерял зрение, но продолжает создавать картины. Его зовут Мансур Закиров. Я благодарен судьбе за то, что встретился с этим человеком. На канале «Культура» был показан фильм «Цветы в воспоминаниях и снах». Он о том, как Мансур организовал в Перми свою персональную выставку картин, которые нарисовал будучи уже совершенно слепым. А меня он пригласил, чтобы я сыграл маленький концерт. Выставка, мое выступление и посещение Перми — тема фильма. Маленькая картина, но очень трогательная и добрая. Мне она нравится.
=01— Есть еще фильмы о вашем творчестве или поездках?=02 — Летом я сыграл главную роль в одной короткометражной картине, длительность которой полторы минуты. А каких-нибудь специальных фильмов о творчестве нет.
=01— Мы слышали, что недавно вышел ваш новый диск...=02 — Да, я выпустил летом свой сольный альбом под названием «Ведьмы и стервы». Недавно вышел последний по счету вабанковский альбом «Босиком на Луне». А сейчас мы работаем над новыми песнями.