Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) предложил Минтрансу ужесточить правила пользования аэровокзалами. Оператор разработал типовой документ, вводящий ответственность за нарушения, начиная от попрошайничества и заканчивая использованием воздушных шаров с гелием и перевозку детей в багажных тележках.
Минтранс пока не вынес решение по законопроекту. Эксперты считают, что документ во избежание избыточного регулирования должен носить рекомендательный характер.
Как стало известно "Ъ", Международная ассоциация аэропортов (МАА) направила в Минтранс типовые правила пользования аэровокзалами, разработанные МАШ. Как следует из проекта поправок к Воздушному кодексу РФ (есть у "Ъ"), эти правила запрещают "приставать к гражданам с предложением навязать услугу", к которым относятся гостиничные услуги, упаковка багажа или перевозка таксомоторным транспортом. "Зачастую лица, осуществляющие такую деятельность, обманным путем под видом предоставления качественных гостиничных услуг отвозят потребителей в неизвестном направлении и практически принудительно склоняют к заключению договоров о предоставлении гостиничных услуг низкого качества",- говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Правила также запрещают попрошайничество и нахождение в аэропорту в "зловонной одежде", передвижение по территории аэровокзала на велосипедах, самокатах и роликах, использование выключенных эскалаторов и траволаторов, съезд по "боковым частям и поручням эскалатора" и перевозку детей в багажных тележках. Перемещение животных разрешается только в водонепроницаемых контейнерах (за исключением собак-поводырей), а использование шаров, воздушных змеев и квадрокоптеров запрещается в принципе, так как их бесконтрольное движение может привести к вмешательству в технологические процессы аэропорта.
В МАШ говорят, что Минтранс поддержал инициативу разработки типового документа. "Вопрос об установлении административной ответственности за нарушение правил будет решен по усмотрению Минтранса",- говорят в аэропорту. В законопроекте меры ответственности не предложены; в аналогичных случаях, например при нарушении правил пользования метрополитеном Москвы, ответственность определяет КоАП города.
В Домодедово поддерживают разработку решения, которое позволит на законодательном уровне определить механизмы противодействия незаконной предпринимательской деятельности на территории транспортных объектов. "Однако параметры таких решений должны быть согласованы с авиационной отраслью",- добавили в аэропорту. Исполнительный директор МАА Сергей Никотин отмечает, что аналогичные типовые правила действуют и на других объектах транспортной инфраструктуры. Документ должен ввести правила игры, которые очертят круг ответственности пассажиров и посетителей аэропортов, отмечает он. В Минтрансе подтвердили получение письма, ведомство рассматривает предложения Шереметьево и МАА.
Партнер компании НАФКО Ирина Мостовая говорит, что правительство приняло поправки в КоАП, вводящие штрафы (от 100-500 руб. для физического до 2-4 тыс. руб. для юридического лица) за ходьбу по неработающему эскалатору, лежание на лавках, полу, сиденьях, чемоданах, нахождение в аэропорту в пачкающей одежде. "Однако эти поправки, введенные в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, были отменены 30 декабря 2018 года,- рассказывает она.- Таким образом, оштрафовать за сон на чемоданах или за передвижение по аэровокзалу на гироскутере уже нельзя. Нужны ли такие правила - вопрос открытый".
Исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает ограничения оправданными. "К примеру, шары с гелием абсолютно безопасны, пока они не покидают территорию аэровокзала,- говорит эксперт.- Но в летной зоне они создают помехи для воздушных судов, которые могут совершить потенциально опасные маневры". Он добавляет, что, если документ будет носить рекомендательный характер, каждый оператор сможет устанавливать свои меры и избегнет избыточного регулирования.
Авторские права на данный материал принадлежат газете "Коммерсантъ". Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство "АвиаПорт" не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.