В исследовании собраны данные за январь 2019 года по присутствию в СМИ компаний, занимающихся пассажирскими авиаперевозками, и подготовлены рейтинги по их упоминаемости и заметности в СМИ.
СКАН - система комплексного анализа СМИ и соцсетей, разработанная ведущим российским информационным агентством "Интерфакс". В базе "СКАН" - более 28 000 источников, среди которых 3 000 - платные подписные издания. Ежедневно в базу данных СКАН поступает более 300 тыс. публикаций.
Индекс упоминаемости - Лидеры
В январе 2019 года в сравнении с январем 2018 года общее количество публикаций о компаниях-авиаперевозчиках увеличилось на 45%. Лидерство по количеству упоминаний сохранила компания "Аэрофлот". Объем информационного поля крупнейшего российского авиаперевозчика в январе 2019 года в сравнении с аналогичным периодом годом ранее увеличился на 27%. Во многом высокие показатели роста стали возможны благодаря резонансному происшествию с самолетом компании: пассажир рейса "Сургут - Москва", находясь в салоне самолета, заявил, что у него есть оружие, и попытался прорваться в кабину пилотов и сменить курс на Афганистан. Борт "Аэрофлота" вынужденно сел в Ханты-Мансийске. Другими резонансными инфоповодами "Аэрофлота" стали обращение компании в Минтранс по вопросу о выделении субсидии на льготные авиаперелеты с Дальнего Востока в Центральную часть России, а также решение "Аэрофлота" вернуть бесплатный алкоголь для пассажиров экономкласса.
На втором месте рейтинга по итогам января расположилась авиакомпания "ЮТэйр". Наиболее резонансным сюжетом в инфополе компании стала новость об инциденте в аэропорту Тюмени, где произошло задымление двигателя самолета Utair. Кроме того, СМИ с интересом восприняли новость о том, что авиакомпания "ЮТэйр" открыла рейсы из Астрахани в Ростов-на-Дону и Сочи. Резонансным стало заявление главы "Сбербанка" Г.Грефа, который назвал глупостью сообщения в СМИ о планах банка стать совладельцем "ЮТэйр" для создания региональной авиакомпании.
Третье место январского рейтинга, поднявшись сразу на 5 позиций вверх, заняла авиакомпания NordWind. Ключевым событием в инфополе компании стало расследование "Открытых медиа" о том, что самолеты Nordwind Airlines совершили внеплановый рейс в Каракас на фоне политического кризиса в стране. Среди других резонансных информационных поводов - сюжеты о нештатной ситуации в Иркутске, где самолет Nordwind не смог вылететь в Таиланд из-за помпажа двигателя, а также инциденте в Кольцово, где борт компании совершил посадку из-за разгерметизации салона.
Взлеты и падения
По итогам января сразу на 12 позиций в рейтинге с 21 на 9 строчку поднялась компания "ЮВТ-Аэро". Ключевой информационный повод - "ЮВТ-Аэро" будет осуществлять прямое авиасообщение между Калининградом и Волгоградом и Нижним Новгородом. СМИ также активно освещали новость о том, что авиакомпания начнет выполнять рейсы из Ростова в Красноярск и Нижневартовск через Челябинск.
13 позиций в рейтинге в сравнении с январем 2018 года потеряла авиакомпания "АзурЭЙр". В январе 2018 года авиакомпания столкнулась с рядом трудностей, что нашло отражение в материалах СМИ. В частности, сообщалось, что "АзурЭЙр" может прекратить деятельность, т.к. Росавиация выявила в работе перевозчика нарушения, которые угрожают безопасности полетов. К январю 2019 этот сюжет уже ушел из актуальной новостной повестки.
Индекс заметности
Показывает заметность компании или персоны в медиаполе по сравнению с конкурентами или с прошлым периодом. В основе лежит рейтинг источников по цитируемости. Упоминание во влиятельном СМИ имеет преимущество даже над несколькими заметками на сайтах-агрегаторах.
В рейтинге учитывается влиятельность источника и роль объекта в новости: главная или второстепенная. Чем более влиятельные СМИ писали о компании в главной роли, тем выше у нее индекс.
Лидеры
Самым заметным в СМИ российским авиаперевозчиком по итогам января 2019 года продолжил оставаться "Аэрофлот". Индекс заметности компании в 4,7 раза превосходит показатель ближайшего конкурента - авиакомпании "Ютэйр". В тройку лидеров по итогам января пробилась авиакомпания "Победа". Высокие показатели заметности были достигнуты благодаря ряду информационных поводов: сообщению о прекращении полетов "Победы" за границу из Петербурга, иску авиакомпании в Арбитражный суд Москвы к Минфину РФ и ФСБ, а также сообщению о прекращении полетов в Хельсинки.
Взлеты и падения
В рейтинге Индекса заметности за январь 2019 года сразу на 9 позиций вверх - с 20 на 11 место поднялась авиакомпания "Ираэро". Ключевой информационной доминантой в инфополе компании стала новость о том, что "ИрАэро" приостановила полеты между Владивостоком и Москвой.
На 14 позиций вниз в рейтинге Индекса заметности с 3 на 17 место опустилась авиакомпания "АзурЭЙр". Как уже отмечалось, в январе 2018 года СМИ писали о том, что Росавиация выявила в работе авиаперевозчика ряд нарушений, однако влияние этого сюжета на информационное поле "АзурЭЙр" к январю 2019 года утратило актуальность.