Куда ж им плыть? Европа стоит перед выбором. И дальше идти по течению – пусть прямо по курсу видны рифы – или попробовать для начала хотя бы осмыслить ситуацию, в которой она оказалась.
Трагические события в Брюсселе настраивают многих западных, и прежде всего европейских, политиков и экспертов на мрачные прогнозы. Старая добрая Европа ушла в прошлое. И, похоже, безвозвратно, скорбят они. Но, господа, это лишь констатация факта. А почему в ваших головах не возникает естественный в такой ситуации, пусть и банальный вопрос: что делать? Или Европа просто хочет идти на дно, пуская скорбные пузыри? Или надеется, что США как-то ситуацию разрулят?
Вот скорбная цитата: "В настоящий момент мы находимся в двух или трех плохих выборах от краха НАТО, ЕС, и, вероятно, всего либерального миропорядка". Это написала недавно – но еще до брюссельской трагедии – известная американо-британская журналистка Энн Эпплбаум. Которая десятилетиями сражалась за торжество этого самого либерального миропорядка. И опять хочется спросить: а может быть, этот "порядок" и вытекающие из него императивы НАТО и ЕС как раз и отправили Европу в то не очень хорошее место, в котором она сейчас находится? Может быть, именно это и стало "началом конца"? Отвечать европейцы на эти вопросы не торопятся. Готовы, видно, к новому "похищению Европы". А в роли Зевса кто выступает? ИГИЛ (запрещенная в России и ряде других стран террористическая организация)? Нечего сказать, достойный будет ремейк у древнегреческого мифа.
Кстати, под разрушителями "либерального правопорядка" его глашатаи обычно подразумевают отнюдь не каких-то там джихадистов, а своих – европейских националистов. В этом-то вся нелепость ситуации. И, одновременно, ее трагедия. Вот, например, Ле Пен обещает, что в случае ее победы на выборах Франция выйдет из НАТО и ЕС. Либеральная Европа, конечно, возмущена такими заявлениями. И даже не пытается понять, почему Ле Пен так хочет поступить. Ведь Евросоюз – самая лучшая из мыслимых организаций, а НАТО лучше всех борется против врагов всего "демократического мира". Ой ли? Неужто и вправду еще кто-то с этими доводами согласен, кроме брюссельских чиновников? Если да, то таких людей откровенно жаль. Впрочем, метаморфозы Старого Света начались не вчера. И все они заключаются в приоритете каких-то выдуманных ценностей и отказе от многовековых традиций и просто здравого смысла. Поэтому-то консерваторы и националисты у официальных властей Европы не в почете.
Ну и кто же спасет Европу? США? А если им надоело быть вечными "спасателями Малибу"? У них, может, другие планы. Обама мечтает похлопать наконец-то по плечу Рауля Кастро. А кандидат в президенты Трамп и вовсе говорит, что союзники США по НАТО ни черта не делают, а американцы на альянс тратят кучу денег. "Мы этого больше не можем себе позволить", – заявил он. Получается, Трамп предлагает Европе самой разбираться со своими проблемами.
А вот к этому-то Старый Свет как раз менее всего готов. Без указующего перста он уже не знает, что делать с беженцами, Ливией, Сирией, Украиной. Как относиться к России: смотреть на нее по-прежнему волком, или все-таки взять в толк, что это как-никак близкий сосед. У тех же русских по этому поводу есть даже мудрая пословица: близкий сосед лучше дальней родни. В общем, Европа и впрямь стоит перед выбором: плыть и дальше по течению или попробовать хотя бы осмыслить ситуацию, в которой она оказалась. Для начала.