Статистика утверждает, что 300-350 млн. человек ежегодно отправляются в путешествие по местам, имеющим прямое или косвенное отношение к какой-либо из мировых религий. Около 70% турпоездок россиян тоже совершается к объектам, так или иначе связанным с религией. Некоторые посещают святые места исключительно с познавательными целями и никаких строгих культовых правил не придерживаются, другие же совершают духовный подвиг. Первые, требующие комфорта в пути, интересных экскурсий и увлекательного шопинга, – это религиозный туризм, вторые – паломничество. И их нельзя путать.
Однако в современном российском туристическом законодательстве эти понятия никак не отделены друг от друга. Их смешение привело к тому, что сегодня религиозные организации не имеют формального права организовывать паломнические поездки, так как они приравнены к туризму, то есть находятся в ведении туроператоров. «А ведь занятие паломнической деятельностью должно быть исключительным правом именно религиозных организаций. И сопровождать паломнические группы предпочтительнее не простым гидам, а людям верующим, воцерковленным. Таких кадров сегодня не хватает», – сказал на вчерашней пресс-конференции иеромонах Никодим, генеральный директор Паломнического центра Московского патриархата (АНО «Паломнический центр»), заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви. Отец Никодим уверен, что тех, кто хочет сосредоточиться и молиться, и тех, кто едет смотреть и развлекаться, необходимо разделить и по закону, и по жизни. «В противном случае и те, и другие могут не получить от поездки желаемого результата, произойдет дискредитация обоих направлений», – подчеркнул глава московского Паломнического центра, добавив, что в ближайшее время на рассмотрение правительства РФ будет представлен законопроект, который предлагает отделить понятие «паломничество» от «туризма».
Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько тоже считает, что более четко прописанные требования к этим двум важнейшим туристическим направлениям улучшат, как минимум, организацию и религиозных, и паломнических туров. Тем более что, по словам г-на Шпилько, культурно-познавательный турпоток, к которому можно отнести участников обсуждаемых программ, активно растет, а контингент молодеет и ментально меняется. «Было время, когда те, кто отправлялся в подобного рода туры, в меньшей степени интересовались условиями проезда и проживания. Им главное было увидеть, прикоснуться. Сегодня же едут граждане 30-50 лет, стремящиеся получить новые знания, люди наиболее активного возраста и далеко не бедные. Они предъявляют повышенные требования к местам проживания, чаще запрашивают не двух-трехзвездочные гостиницы, как все привыкли думать, а даже пятизвездочные», – отметил Сергей Шпилько. Он напомнил, что Российский союз туриндустрии выступает за особое отношение к паломникам, ратуя за оформление для них специальных виз и за налоговые преференции для отправляющих их в путь компаний. «Работать в этом направлении необходимо в тесном контакте не только с Русской православной церковью, но и с другими конфессиями», – добавил г-н Шпилько.
В Москве фирм, специализирующихся на культурно-познавательных поездках с религиозным оттенком или имеющих в своей структуре специальные отделы работает около дюжины. Созданный в 1999 году Паломнический центр – пока единственный, занимающийся паломнической деятельностью официально и целенаправленно. Он включен в Единый федеральный реестр туроператоров, предлагает более 50 программ по России и зарубежью. И, конечно, принимает паломников в столице.
Паломники в Москве были всегда, есть они и сегодня. Причем число их, как и приверженцев просто религиозного туризма, постоянно растет. Что подтвердил, исходя из опыта работы Паломнического центра, отец Никодим. А Сергей Шпилько назвал наиболее популярные места. Это музеи и соборы Кремля (примерно 1,7 млн. посещений за год), Покровский монастырь, где хранятся мощи Матроны Московской (только в составе организованных групп он принимает ежегодно около 100 тыс. человек), а также храм Христа Спасителя, Донской и Новодевичий монастыри. Пользуются хорошим спросом маршруты по храмам Якиманки, Солянки, Пресни, Полянки, Замоскворечья, по храмам в честь пророка Илии и по храмам в честь икон Божьей матери, сосредоточенным в Западном округе Москвы
В столице есть гостиницы, которые специализируются на приеме паломнических групп, хостелы с ценой проживания от 400 рублей, странноприимные дома при монастырях. Есть и мини-отели, готовые работать с такими гостями.
Один из самых значимых объектов – гостиница «Университетская», которой управляет Паломнический центр. Это единственный отель Москвы, имеющий домовую церковь, которая расположена на верхнем, 15-м, этаже и освящена во имя святой княгини Ольги. В каждом номере висит икона. Режим питания организован с учетом постных и скоромных дней. Но, поскольку отель все-таки стоит в современной Москве, он предлагает постояльцам и оснащенные аппаратурой самого высокого класса конференц-залы, и бесплатный wi-fi.
Сергей Шпилько добавил, что на майской выставке MITF будет организован отдельный стенд, посвященный православным святыням Москвы. А не так давно Москомтуризма выпустил специальный путеводитель, подробно рассказывающий о маршрутах путешествий по Москве православной. Здесь и «Самые красивые храмы Москвы», и «Иконы в музеях Москвы», и названный просто и скромно «Святыни».