Стамбул является одним из крупнейших городов Европы и мира. Население города составляет более 15 млн человек. Город по площади опережает другой крупнейший мегаполис Европы – Москву в 1,5 раза. Площадь Стамбула - 1538,77 кв. километров. Город обладает очень удачным географическим положением – Стамбул расположился сразу в двух частях света на пути из Европы в Азию и из Черного моря в Мраморного моря и далее в Средиземное.
До 1930 года Стамбул назывался Константинополь, до 450 года Новый Рим или Второй Рим, до 330 года Византий. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя (Стамбула) в Анкару. 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул.
Стамбул - крупнейший транспортный узел Турции. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающие центральную Европу с Турцией, Сирией и Ираном. В городе имеются крупные морские порты и два международных аэропорта.
Общественный транспорт в городе представлен автобусами, маршрутными такси, скоростным трамваем, трамваем, "легким метро", метро, фуникулером, пригородными электропоездами, водным транспортом.
Авиационный транспорт
Пассажирские воздушные перевозки из Стамбула осуществляются через два международных аэропорта - аэропорт имени Ататюрка, расположенный в европейской части города на расстоянии 24 километра от центра и аэропорт Sabiha Gökçen International Airport, расположенный в азиатской части города.
Крупнейшим аэропортом города является аэропорт Ататюрка, сюда прилетают самолеты ведущих авиакомпаний мира, в том числе и почти все рейсы национального перевозчика Турции – Turkish Airlines. В этот же аэропорт от России на регулярной основе летает авиакомпания "Аэрофлот".
Аэропорт имеет два терминала: международный и внутренний. Международный терминал построен в 2001 году, внутренний терминал - около 30 лет назад. Международный и внутренний терминалы соединены между собой подземным переходом.
Международный терминал впечатляет своей площадью, однако ориентирование внутри терминала не составляет большого труда для тех, кто впервые прибыл в Стамбул.
Новый терминал аэропорта площадью 186 000 кв. м, являющийся на сегодняшний день самым большим терминалом в Европе, состоит из 4-х этажного здания (три основных этажа, один мансардный этаж) с 30-ю телескопическими трапами и многоэтажной парковки площадью 179 500 кв. м на 7076 машин.
От аэропорта до центра европейской части города можно добраться на автобусе. Время в пути до площади Таским составит не менее 40 минут, в зависимости от дорожной ситуации. Автобус также останавливается в Аксарае, откуда на скоростном трамвае легко добраться до Султанахмеда (центра старого города). Стоимость проезда – 8,5 лир ($1 ~ 1,8 лиры). Маршрут работает с 5 утра до 23 вечера с интервалом 30 минут.
Еще один способ добраться до центра города, это воспользоваться линией "легкого метро". Поезда ходят до станции "Аксарай", откуда до старого города можно доехать на скоростном трамвае. Однако легче сделать пересадку на конечной остановке скоростного трамвая – "Зейтинбурну". Стоимость поездки на "легком метро" и трамвае составляет 1,4 лиры.
Самый дорогой способ доехать до нужного места назначения в городе, это взять такси. С этим вообще в городе проблем никаких нет. Стоянка такси находится у выхода в город из зоны вылета. Поездка до Султанахмеда обойдется примерно в 35 лир.
Второй аэропорт города Sabiha Gökçen International обшей пропускной способностью 3 млн пассажиров в год заметно уступает аэропорту Ататюрка. Площадь терминала составляет 20 тыс. кв. м. Терминал Международных авиалиний состоит из трех секторов: два из них А и В обслуживают вылетающих пассажиров, а третий – прилетающих.
Терминал Внутренних авиалиний занимает площадь 2 тыс. кв. м и способен обслуживать 500 тыс. пассажиров в год.
Из аэропорта осуществляются рейсы в Актау, Амстердам, Берлин, Каир, Лондон, Махачкалу, Милан, Мюнхен, Осло, Тараз, Тирану, Франкфурт и др. Преимущественно из аэропорта летают бюджетные и чартерные европейские авиакомпании, а также осуществляется около 10 рейсов авиакомпании Turkish Airlines внутри страны и в города Европы.
До азиатского центра Стамбула из аэропорта можно добраться на автобусе N132. Автобус работает с 5:40 до 19:40 с интервалом не менее 35 минут.
Кроме того, власти Стамбула планируют в будущем построить в городе третий аэропорт, так как аэропорт имени Ататюрка вскоре достигнет предела своей пропускной способности. У аэропорта нет потенциала развития, так как его территория со всех сторон окружена постройками. Мощностей второго аэропорта Sabiha Gökçen также будет не хватать для обслуживания резко возрастающего потока пассажиров.
Власти Турции и Стамбула провели предварительное исследование и выбрали 6 потенциальных площадок для нового аэропорта.
Железнодорожный транспорт
В городе имеется два пассажирских железнодорожных вокзала: Вокзал Сиркеджи, находящийся в европейской части города и Вокзал Хайдарпаша, находящийся в азиатской части. Помимо поездов дальнего следования с вокзалов ходят пригородные поезда.
Поезда из Европы прибывают на вокзал Сиркеджи, расположенном в самом центре европейской части города. Отсюда можно добраться на скоростном трамвае или автобусе до Султанахмеда.
Именно на этот вокзал прибывал знаменитый поезд "Восточный экспресс", который начал курсировать в далеком 1889 году. Он отправлялся из Парижа и за 3 дня доезжал до Стамбула. Последний рейс поезд выполнил в 1977 году. В здании вокзала расположен небольшой музей "Восточного экспресса".
После Крымской войны правительство Османской империи приняло решение о строительстве железной дороги, связывающей Стамбул с Европой. 17 апреля 1869 года был заключен договор концессии на постройку "Железной дороги Румели" с бароном Морисом де Хиршем, бельгийским банкиром баварского происхождения. Проект предполагал постройку железнодорожной ветки от Стамбула через Эдирне, Пловдив и Сараево к берегам Савы. Сооружение первых 15 километров от Стамбула до Халкали началось 4 июля 1870, и было завершено 4 января 1871. В 1873 году в Сиркеджи был построен "временный" вокзал.
Строительство нового здания вокзала началось 11 февраля 1888 года. Вокзал, который сначала назывался "Станция Мюшир Ахмет Паша", открылся 3 ноября 1890 года, заменив временную постройку. Автором проекта был Август Яхмунд, прусский архитектор, читавший в то время лекции в Стамбульской Политехнической школе. Здание вокзала, площадь которого насчитывает 1,200 кв. м, является одним из наиболее известных образцов европейского Ориентализма, повлиявшим на работы других архитекторов. Здание вокзала никогда не перестраивалось и сохранило первоначальный облик.
От вокзала отходит пригородный поезд до Халкали.
Строительство вокзала Хайдарпаша началось 30 мая 1906 года в период правления падишаха Османской Империи Абдюльхамита II, в 1908 году вокзал был введен в эксплуатацию. Строительство здания выполнено одной немецкой фирмой под названием "Анадолу Багдат".
В 1979 году в результате жары и взрыва после столкновения танкера с одним морским судном в районе Хайдарпаша, свинцовым цветным стеклам, выполненным немецким мастером О.Линнеман был нанесен ущерб. Здание, заново отремонтированное в соответствии с оригиналом, в 1976 году было отремонтировано в широком объеме и в конце 1983 году были завершены реставрационные работы четырех фасадов и двух башен.
Хайдарпаша обслуживает азиатские пригороды Стамбула и всю восточную часть Турции вплоть до границ с Арменией, Ираном и Сирией. Вокзал этот интересен тем, что целиком занимает собой узкий полуостров, выдающийся в Мраморное море и, таким образом, с трех сторон окружен водой. Непосредственно от подножия вокзала уходят паромы в другие части города.
Жетоны на электричку продаются в кассах вокзала. Поезда бывают двух моделей - старые и новые. Двери в новых открываются автоматически, в старых - надо толкать руками. Остановки не объявляются, но над каждой дверью есть схема линии.
Прямого железнодорожного сообщения с Россией нет.
Водный транспорт
Морская акватория Стамбула охватывает часть пролива Босфор, бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря.
Главная морская пристань - Yenikapi Feribot Terminali - расположена на побережье Мраморного моря немного южнее площади Аксарай. Еще один терминал под названием "Kabatas" находится на южном побережье пролива Босфор (европейская часть), чуть к югу от дворца Долмабахче. Именно сюда причаливают крупные морские круизные лайнеры.
Турция имеет прямое грузопассажирское паромное сообщение с портами Украины и России. Частые паромы следуют из Новороссийска в Стамбул, Трабзон и Самсун, из Сочи в Трабзон.
По Босфору из Черного моря в Мраморное и обратно в день может проходить не более 135 судов. Это связано со сложным течением в Босфоре, нехваткой лоцманов, а также с опасностью возможности крушений судов в черте города. Проход судов по Босфору бесплатный, однако, владельцам судов необходимо оплачивать услуги лоцмана.
Компания "Турецкие морские линии" выполняет паромные рейсы вдоль берегов Мраморного, Эгейского и Средиземного морей по маршруту Стамбул - Измир (19 часов) - Кушадасы - Мармарис - Фетхие - Анталья - Аланья и обратно. С конца мая по сентябрь компания выполняет рейсы вдоль берегов Черного моря из Стамбула в Трабзон. Помимо традиционных комфортабельных паромов Стамбул обладает еще одним средством передвижения по воде. Это быстроходные "морские автобусы" - катамараны.
Катамараны курсируют по проливу Босфор и Мраморному морю, перевозя исключительно пассажиров. Благодаря высокой скорости они легко преодолевают большие расстояния морской транспортной системы Стамбула.
Городской водный транспорт и прогулочные теплоходы
Многие жители города добираются из европейской в азиатскую части города, а также между различными районами на небольших пассажирских паромах. Теплоходы ходят между районами Кадыкей и Юскюдар. Главный терминал расположен в Эминеню. Кроме того, теплоходы отправляются от моста Галата в районе Каракей. Билеты продаются в кассе причала. Стоимость билета в Кадыкей и Юскюдар чуть больше 1 лиры, а круиз по Босфору стоит от 2 до 10 лир, в зависимости от типа судна и продолжительности прогулки.
Побывать в Стамбуле и не совершить прогулку по Босфору, это все равно, что не побывать в Москве на Красной площади. С Босфора открывается впечатляющий вид на обе части города.
Автобус
Автобус является основным видом общественного транспорта Стамбула. Автобусы принадлежат как государству, так и частным компаниям. Муниципальные автобусы выделяются аббревиатурой "I.E.T.T.". Эти автобусы преимущественно красного цвета. Номер автобуса указывается над лобовым стеклом автобуса жирным шрифтом. За ним следует указание конечной остановки маршрута. Список основных остановок во время пути можно найти на боковой стороне автобуса у входа в него.
С расписанием движения и информацией о маршруте можно ознакомиться на автобусных остановках.
Билет на автобус необходимо приобрести перед посадкой, так как водитель оплату не принимает. Билеты продаются в киосках автобусных станций, на которых указано "I.E.T.T." или "Bilet". Эти киоски работают до 20:00. Стоимость билета – менее 1 лиры за поездку. Билеты можно также купить у торговцев на улице, однако стоят они дороже, чем в специализированных киосках.
При входе в автобус, а в автобус можно войти только через переднюю дверь, билет необходимо опустить в прозрачный ящик, расположенный возле водителя. Для студенческих билетов, а также для проездных предназначен отдельный ящик желтого цвета – "Akbil".
Автобусы, принадлежащие частным компаниям, называются "Ozel Halk Otobusu", они преимущественно голубого цвета. Их маршруты пролегают по ряду основных улиц Стамбула. Стоимость проезда в них такая же, что и в муниципальных автобусах. Однако в данном случае проезд нужно оплачивать прямо в салоне автобуса. Проездной билет действителен в автобусах обоих компаний.
Автобусный парк в городе представлен разнообразными автобусами: Man, Mercedes, Ikarus и др.
Понять маршруты движения автобусов в городе очень сложно, поэтому перед тем как садиться, необходимо ознакомиться с маршрутом следования автобуса, при возможности спросить про его маршрут у водителя или у пассажиров.
Большинство городских маршрутов собираются на нескольких крупных конечных остановках. Главная - на площади Эминеню у Галатского моста, остальные - на площадях Беязит, Таксим и Aксарай, а также в Бешикташе; на азиатском берегу это Кадыкей и Ускюдар.
Остановка обозначается буквой D (durak). Чтобы нужный вам автобус остановился, следует махнуть водителю рукой.
Автобусы в большинстве своем работают с 6:00 до 23:00.
Маршрутное такси
Маршрутное такси (dolmuş) как и в Москве останавливаются в любом месте, где укажет пассажир, но только если при этом соблюдаются Правила дорожного движения. Название "долмуш" означает "полный". "Долмуши" в Стамбуле двух видов: желтые Ford Transit, которые работают на коротких челночных маршрутах и бежевые микроавтобусы. Оплата - в зависимости от расстояния. Цены фиксированные, и уточнить их можно у водителя. Проездные билеты в "долмуше" не действительны. Как и автобусы в большинстве своем маршрутки работают с 6:00 до 23:00.
Скоростной трамвай
Линия современного скоростного трамвая в европейской части города действует с 1992 года. В первое время трамвай курсировал между "Сиркеджи" и "Топкапы". Весной 1994 года линия была продлена от "Сиркеджи" до "Зейтинбурну", в апреле 1996 года было введено в работу продление от "Сиркеджи" до "Эминеню". В начале 2005 года линия была продлена от "Сиркеджи" до "Кабаташ". В настоящее время линия имеет протяженность 14 км и насчитывает 24 остановки. Время поездки по всей линии составляет 42 минуты. Интервал движения – 3-5 минут. Ежедневно линия перевозит более 150 тыс. пассажиров.
Вторая линия современного трамвая открылась 14 сентября 2006 года. Эта линия имеет протяженность 5,2 км и соединяет районы "Зейтинбурну" и "Бачилар". На линии имеется 9 остановок.
Третья линия трамвая "Сехитлик" – "Мескид и Селам" открылась 17 сентября 2007 года. Протяженность линии составляет 12,4 км. На линии имеется 18 остановок.
Вход на остановку трамвая отмечен надписью "Giriş" и турникетом, в который следует опустить жетон, который можно купить прямо на остановке. Жетоны на метро и трамвай одного типа. Остановки трамвая отгорожены от проезжей части или пешеходной зоны, однако на некоторые остановки можно беспрепятственно попасть минуя турникеты. Делать этого, однако не стоит, так как на каждой остановке за проходом через турникеты следит контролер.
Первоначально на линии использовался подвижной состав, более подходящий для метрополитена. Он был неудобен тем, что имел высокий пол и не имел ступенек, следовательно, все остановки должны были быть оборудованы высокими платформами.
В 2002 году канадской фирме Bombardier были заказаны низкопольные трамваи типа Flexity Swift в количестве 55 штук. В конце 2003 года новые трамваи были переданы в Стамбул. Так как новые и старые трамваи требовали разной высоты платформ, их одновременная эксплуатация была невозможна. Переход на новый подвижной состав состоялся 30 мая 2004 года. Старый подвижной состав был передан стамбульскому "легкому метро". На второй и третьей линии используется другой подвижной состав, менее удобный.
Состояние трамвайных путей в городе в хорошем состоянии. Трамваи Flexity Swift очень удобны для поездок, они состоят из двух трамвайных составов, в которых имеется две секции разделенные гармошкой. В салоне работает кондиционер, имеется кнопка экстренной связи с водителем. Трамвай практически бесшумный как в салоне, так и на улице. Остановки объявляются женским голосом, а название текущей и следующей остановки дублируется в салоне на электронном табло. При этом, перед посадкой в трамвай, надо убедиться, что трамвай следует по всему маршруту, так как встречаются трамваи с сокращенным маршрутом.
Стоимость поездки на трамвае 1,4 лиры. Время работы первой линии с 6:00 до 23:50, второй – с 6:00 до 00:20, третьей – с 6:30 до 21:00.
Исторический трамвай
Первые линии конки начали действовать в Стамбуле в 1871 году, в европейской части города. В 1912 году конка в Стамбуле перестала работать, так как по приказу военного министерства все лошади были реквизированы для войны на Балканах. В 1913 году трамвай был электрифицирован.
8 июня 1928 года электрический трамвай начал действовать в азиатской части города. К 1950-м годам общая протяженность стамбульской трамвайной сети достигла 130 км, однако вскоре началась постепенная деградация трамвая. В европейской части города трамвай проработал до 12 августа 1961 года, в азиатской - до 11 ноября 1966 года.
В конце 1990 года в европейской части города открылась линия исторического трамвая протяженностью в 1,6 км. Она проходит вдоль самого известного бульвара Стамбула - Истиклал, между площадью Таксим и станцией подземного фуникулера "Тюнель". Трамвай стал ходить по бульвару вскоре после того, как он стал пешеходной улицей. Ежедневно эта историческая линия перевозит примерно 6 тыс. пассажиров. Трамваи этой линии в качестве токоприемника используют бугель. Видеть старинный трамвай на пешеходной улице, где круглые сутки большое скопление людей, достаточно необычно.
Трамвайный путь по бульвару однопутный с единственным разъездом в центре маршрута. Депо находится рядом с площадью Таксим. Приобрести билет можно на двух конечных остановках. Стоимость 0,9 лиры. Жетоны аналогичные тем, что используются при поездке на фуникулере "Тюннель". Время работы маршрута с 8:00 до 21:30.
Другая, несвязанная с первой, линия исторического трамвая открылась в Стамбуле 1 ноября 2003 года. Она расположена в азиатской части города. Эта линия имеет протяженность 2,6 км и насчитывает десять остановок. Линия представляет собою кольцо, на противоположных сторонах которого расположены автовокзал Кадыкей и район Мода. На линии используется два двухосных трамвая Gotha из Йены и Шенейхе, и два двухосных трамвая Reko, из тех же городов. Трамваи этой линии в качестве токоприемника используют пантограф. Время работы трамвая с 7:00 до 21:20. Билеты можно приобрести на остановках.
Метро
В Стамбуле имеется линия "легкого" и обычного метрополитена. Линия "легкого метро" идет от площади Aксарай в аэропорт Ататюрка. Подземные - только первые несколько километров в черте старого города, дальше поезд из двух вагонов идет по поверхности. Станции опознаются по букве "М" в синем круге с красной стрелой. Линия действует с 1989 года, ее протяженность 19,6 км, имеется 18 станций. Интервал не менее 5 минут.
Линия обычного метро Стамбула, которое открылось в 2000 году, начинается от площади Таксим и идет в новые деловые районы на севере города. Всего на линии имеется 6 станций, которые очень похожи по архитектуре. На линии курсируют современные поезда с минимальным интервалом 4 минуты. Приобрести жетон можно в кассе станций. Стоимость проезда 1,4 лиры. Поездка по всей линии занимает 12 минут. Состав состоит из четырех вагонов.
Время работы "легкого метро" с 6:00 до 0:30, традиционного – с 6:15 до 1:00.
В течение ближайших 5 лет планируется увеличить протяженность линий метро примерно на 150 км. В том числе наконец-то связать линией европейскую и азиатскую части города. Для этого строится тоннель под Босфором "Marmaray". Строительство началось в 2006 году. По тоннелю будут проезжать поезда метро и пригородный поезд.
Фуникулер
В европейской части города расположены две линии фуникулера. Первая линия "Тюнель" - старинная карликовая линия метро, которая была открыта в 1875 году всего с двумя станциями. "Тюнель" является одной из самых старых и одной из самых коротких линий метро в мире.
Протяженность линии - 573 метра, на линии курсируют всего два вагончика, которые разъезжаются в специальном месте в тоннеле, а весь остальной путь однопутный. По конструктивному исполнению данный вид транспорта представляет собой подземный фуникулер. Интервал движения вагончиков 3−5 минут. Время работы с 6:00 до 21:00. Ежедневно "Тюнель" перевозит 15 тыс. человек. Стоимость проезда 0,9 лиры. Жетончики можно приобрести на станциях. Линия проходит из района Каракейна до площади Тюнель в Бейоглу.
В июле 2006 года была открыта еще одна ветка подземного фуникулера. Как и в старом тюнеле, новая ветка имеет всего две станции, одна из которых находится на площади Таксим, а другая в районе Кабаташ. Линия работает с 6:15 до 1:20. Время в пути - 4 минуты.
Проездной билет "Akbil"
Самый удобный способ оплачивать проезд в Стамбуле, это приобрести электронный проездной "Akbil". Его можно приобрести в специальных киосках (akbil или akbil gişesi) у трамвайных остановок, на конечных линиях автобусных маршрутов и в других транспортных узлах. За депозит в размере 10 лир вам вручат пластиковый брелок с круглым магнитом. Данный билет очень похож на ключ от подъезда жилого дома. После приобретения проездного, его необходимо зарядить. Это можно сделать в том же киоске или в специальном автомате akbil, которых в городе не так и много. На счет можно положить любую сумму.
Входя в метро, на трамвайную остановку или на паромный причал, следует прижать магнит к специальному устройству на турникете - табло покажет, сколько снято с вашего счета и сколько осталось. Стоимость проезда, если вы оплачиваете его с помощью "Akbil", несколько ниже, чем оплата с помощью билетов или жетонов. Кроме того, в том случае, если вы воспользуетесь одним из видов общественного транспорта, то в течение следующих 1,5 часов вы сможете совершить пересадку на другой, заплатив за проезд 50% его стоимости.
При желании перед отъездом проездной можно вернуть, получив обратно депозит.
Такси
Лучшим способом передвигаться по Стамбулу, если поджимает время или если сложно разобраться с автобусными маршрутами, является такси. Все такси в городе желтого цвета, преимущественно автомобили марки Fiat, Renault, Hyundai. Такси по европейским, а особенно по московским, достаточно дешевое. Все автомобили снабжены счетчиком. Садясь в машину надо следить за тем, чтобы водитель включил счетчик. Несмотря на то, что большая часть таксистов честные люди, все равно изредка встречаются жулики.
Поймать автомобиль такси не возникнет не в одном районе города. Они стоят на специальных многочисленных стоянках, передвигаются по городу в поисках клиентов. При этом, заметив на улицах иностранных туристов, таксисты обычно сигналят им, спрашивая таким образом, действительно ли вы и дальше хотите идти пешком, притормаживая и следя за реакцией. Если человек не обращает внимание на такси или отказывается от услуги, то водитель разгоняясь продолжает путь.
Единой диспетчерской службы в городе нет, но такси вам помогут вызвать по телефону из любого отеля, ресторана, клуба. Вы вряд ли будете ждать автомобиль более 3 минут.
Существует два тарифа - дневной и ночной. Последний на 50% выше и действует с 0:00 до 6:00. Оба они обозначены на счетчике, и надо обратить внимание, чтобы лампочка ночного тарифа не была включена днем. В дневное время при посадке счетчик устанавливается на 1,5 лиры, а затем оплачивается 1 лира за каждый километр пути. В ночное время сразу же начисляется 2,5 лиры, а затем по 1,5 лиры за каждый километр.
За проезд через Босфор взимается дополнительная плата. Стоит также обратить внимание, что давать чаевые таксистам не принято.
Автомобиль
Личный автомобиль является худшим средством передвижения в Стамбуле. И таким он является по четырем причинам. Первая причина заключается в больших "пробках" в городе. Вторая и самая главная причина, это особенности национальной манеры вождения. Скорость движения в Стамбуле ограничена 50 км в час, однако в то время, когда дороги свободны для движения, а "пробки" в центральных районах бывают даже в 2 часа ночи, мало кто соблюдает этот скоростной режим. Автомобили перестраиваются с одной полосы на другую в хаотичном порядке, в 90% случаев не включая поворотники.
Пешеходов в отличие от других европейских стран, пропускают очень редко. Ситуация в этом плане даже хуже, чем в Москве. Почти все участники дорожного движения страшно кричат и угрожающе жестикулируют, хотя на самом деле в этом нет никакой агрессии со стороны водителей. В результате этого, Турция в Европе занимает первое место по числу ДТП. Почти все машины такси с помятыми крыльями и бамперами.
Третья причина, это громадная проблема с парковкой в городе. Место в узких переулках найти можно пожалуй только ранним утром. Многие "пробки" возникают как раз из-за того, что водители медленно едут по узкой проезжей части, в поисках места для стоянки. Даже если вы найдете место для "стального коня", вас могут попросить чтобы вы оставили ключи в замке, чтобы можно было передвинуть автомобиль, когда с парковки будут отъезжать другие машины. Чтобы припарковаться на узких улочках в ограниченном пространстве, необходимо обладать большим мастерством.
В городе имеются платные парковки, на которых действует единый тариф в размере 5 лир за час стоянки. При этом на некоторых парковках запрещена стоянка более 2 часов. Платные парковки располагаются во многих районах города, но и зачастую в них сложно найти место для стоянки автомобиля.
Последняя причина заключается в высокой цене на топливо. Один литр бензина АИ-95 стоит более 3 лир. С автозаправочными комплексами в городе проблем нет, их можно найти в любом районе. В Стамбуле работают как местные компании, так и ведущие мировые бренды, например BP.
Итог
Схема общественного транспорта в городе очень запутанная как и сам город. Однако для местных жителей система общественного транспорта выглядит очень эффективной. Существующие маршруты справляются с перевозками, а при увеличении протяженности линий метрополитена, ситуация в городе с транспортом, в том числе и с автомобильными "пробками" станет немного легче. Особенно это касается линии, которая свяжет европейскую и азиатскую части города. Таким образом, ожидается снижение нагрузки на два автомобильных моста, которые сейчас связывают две части города.
Однако на данный момент, пока не произошло соединения внеуличными видами транспорта двух берегов и открытия новых станций метро, рельсовый транспорт города представляет собой куски линий, которые между собой почти не связаны. При этом, даже при такой ситуации, транспорт города работает намного эффективней, чем к примеру в Москве, сообщает dtis.ru.