Посетив Турцию однажды, хочется вернуться к ее восточному очарованию и экзотике, шумным базарам и византийской мозаике. Люди здесь добры и приветливы, правда, иногда бывают несколько навязчивы, но на подобное перестаешь обращать внимание на второй день пребывания — это неотъемлемая часть местной жизни. Несмотря на то, что лишь 3 % территории страны находится в Европе, турки с гордостью упоминают об этом и считают свою страну перекрестком Европы и Азии.
Вероятно, поэтому здесь столько богатств. В Турции сочетаются особенности, присущие Европе, Азии и Африке, а пейзажи подобны турецкому ковру с его неповторимым орнаментом.
Турция отличается разнообразием ландшафтов: от горных вершин с бегущими по ним реками и степных нагорий до полноводных рек и цветущих долин. Высочайшая вершина Западной Анатолии — гора Улудаг (2453 метров), Центральной Анатолии — вулкан Эрджияс (3916 метров), Восточной Анатолии — гора Арарат (5165 метров). Покоряет и бескрайность морей, которыми она окружена с трех сторон, изобилие плодоносящих деревьев и кустарников (апельсины, мандарины, лимоны, гранаты, финики).
Здесь есть нерукотворное чудо света. Памуккале (в переводе с турецкого «Хлопковый замок») — известняковые террасы, которые возникали в течение тысячелетий при охлаждении на поверхности горячих источников, содержащих известняк. Белоснежные сталактиты высотой до 100 метров образуют множество купален, где страдающие расстаются с болезнями.
Архитектурное «лицо» страны
Эта страна богата памятниками искусства, архитектуры и культуры. Она пережила смену многих государств и цивилизаций. Хетты, урарты, фригийцы, лидийцы, ликийцы, греки, армяне, арабы, персы, грузины, римляне, византийцы, курды, тюркские сельджуки и османы. Они возводили дворцы и храмы и разрушали их; римляне строили амфитеатры, и спустя годы сельджуки вводили в эти обители искусства своих коней.
Особого совершенства турки достигли в строительстве мечетей и крепостей. Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882), герой Русско-турецкой войны (1877–1878) отмечал, что русский инженер строит по книге, а в Турции форму и расположение сооружения определяет местность. Действительно, в этой стране можно встретить четырехугольные, овальные и вытянувшиеся волнистой линией сооружения.
Здесь строили так, чтобы при нападении люди не подвергались даже малейшей опасности. В справедливости суждений военачальника не раз можно убедиться, осматривая те или иные достопримечательности: даже развалины поражают величием.
Турция — обладательница богатейшей истории, не всегда воспринимаемой современниками однозначно — сколько людей, столько и мнений.
То, о чем вы читали в книгах, изучали на уроках истории, проходит перед мысленным взором каждого ступившего на землю Турции. Троя, найденная Генрихом Шлиманом (Heinrich Schliemann, 1822–1890), дворцы и древние мечети, белоснежные статуи Рима и остатки византийской культуры — все это находится здесь. Может, стоя на набережной в Стамбуле, вы вспомните о русских эмигрантах, которые после революции нашли здесь спасение и временное пристанище.
Начиная с каменного века, территория современной Турция была колыбелью многих цивилизаций, на ее территории остаются следы более 2500 античных поселений. В Анатолии были найдены развалины первого города Чаталхёйюк, датированного 8000–5000 годами до н. э.
История о том, как Генрих Шлиман, изучив труды Платона и Гомера, нашел Трою (иначе ее называли Илионом), провел раскопки и обнаружил 13 древних городов, хорошо известна. Руины Трои были найдены в том месте, где она должна была стоять, в соответствии с описаниями Гомера, — на холме, носящем ныне название Гиссарлык (на берегу Эгейского моря). И все же нужно понимать, что руины на холме называют Троей лишь на основании открытий Шлимана.
Однако местные власти очень благодарны Шлиману. Развалины этого города, предстающие взорам в наше время, — остатки городской стены, греческий храм Афины, римское святилище с алтарями и жертвенниками, колонный зал, римский театр и Дарданские ворота — объявлены археологическим заповедником. Таковым является и копия Троянского коня — напоминание о былом величии Трои и ее страшном конце. Копию коня в натуральную величину можно увидеть в Археологическом музее Стамбула. А фильм «Троя» с Брэдом Питтом только увеличил поток туристов в Турцию.
Любопытно, что на территории Турции, на небольшом острове в Средиземном море, находится гробница человека, ставшего прототипом Деда Мороза. Многие уверены, что он живет на Северном полюсе. Финны считают, что Дед Мороз — их земляк, и по этому случаю открыли в Лапландии официальное представительство, куда можно написать письмо. По мнению турков, Дед Мороз никогда не был в северных странах, и много столетий назад жил в Малой Азии, на территории современной Турции. В Европе его называют Санта Клаус, в России — Дед Мороз, в Турции именуют Ноэль Баба.
Согласно легенде, его прототипом был святой Николай — Николай Угодник, или Николай Чудотворец. Причины такого отождествления кроются в его характере: при жизни Николая знали как отзывчивого человека, он помогал всем попадавшим в трудное положение.
С ним связывают и традицию развешивать в Новый год носочки для подарков. По легенде, один бедняк решил поправить свое трудное положение «продажей» дочерей и сильно горевал об этом. Узнав о намерении отца выдать девушек замуж из-за нужды, Николай через дымоход подбросил в дом три мешочка с золотом. Они попали в чулки девушек, сушившиеся около очага. Так отец смог выдать дочерей замуж с приданым за достойных людей.
Многоликая история и современная жизнь
Порой в истории происходят события, значимость которых становится очевидна спустя годы или столетия. К таковым относится захват турками-османами Константинополя (ныне Стамбул), столицы Византийской империи. Если бы это событие не произошло 29 мая 1453 года, сегодняшний мир наверняка выглядел бы иначе.
Многие историки считают падение Константинополя ключевым моментом в европейской истории, отделяющим Средневековье от эпохи Возрождения. Именно тогда был перекрыт главный торговый путь из Европы в Азию, поэтому европейцам пришлось искать новый морской путь — возможно, это положило начало эпохе Великих географических открытий и привело к открытию Америки.
Когда Византийская империя прекратила свое существование, ее земли вошли в состав Османского государства. Султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул «цезарь Рима». Турецкие султаны носили его до завершения Первой мировой войны.
В истории страны одно из самых значительных событий произошло 29 октября 1923 года, когда была провозглашена Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль. Прозвище Кемаль («Зрелость и Совершенство») он получил в военном училище за математические способности. Имя Ататюрк («Отец турок») присвоило ему Великое национальное собрание Турции в 1933 году.
Бросается в глаза, что он пользуется уважением: многочисленные портреты Ататюрка, бюсты, памятники можно видеть повсюду — на улицах, в офисах, магазинах. Турки считают его величайшим политическим деятелем и освободителем и не приемлют шуток в его адрес.
Безусловно, политика Ататюрка была либеральнее, чем режим сброшенного им в 1920 году султана. Он мечтал сделать Турцию современным государством. Ататюрк открыто признавал себя диктатором и гордился этим. Он реформировал общественный строй по западному образцу. Был упразднен султанат и халифат, отменена арабская письменность, введена правовая система европейского типа, григорианский календарь. Впервые за всю историю страны женщины получили избирательные права.
Своеобразные законы
Здесь не только пересекаются Европа и Азия, но и уживаются люди из разных стран мира, «светскость» соседствует с религиозностью, терпимость с притеснениями.
Турция стала светской страной, каковой и является по сей день. Как же так, ведь 99% населения исповедуют ислам?! Тут и там встречаются мечети, девушки и женщины в хиджабах, население живет согласно мусульманским законам, отмечаются мусульманские праздники. «Что же в этом странного? — спросите вы. — Ведь, например, в Египте, Тунисе, Сирии, Ливане большая часть населения тоже исповедует ислам, но страны являются светскими». Здесь принято считать, что человек может верить в кого угодно и жить, как ему нравится, но не навязывать свое мировосприятие окружающим людям. Этот запрет закреплен и законодательно. Необычность Турции заключается в том, что, в отличие от других известных мне светских стран с преобладанием мусульманского населения, за пропаганду религии здесь можно получить до двух лет тюремного заключения.
По этой причине в некоторых светских учреждениях женщине надлежит снимать платок, покрывающий ее голову, о выделении времени для совершения молитвы — намаза (его необходимо совершать пять раз в день в определенное время) — не может быть и речи. Однако в исламе предусмотрены обстоятельства, при которых человек не может совершить молитву. Поэтому пропущенные намазы он обязан восполнить после работы, если в течение дня такой возможности не представилось. Так турки и живут.
Оказывается, турецкая действительность практически не отличается от жизни мусульман в России. Правда, в нашей стране больше упрямого непонимания и в некоторых случаях вражды, проистекающей от незнания. В Турции же описанные условия существования мусульман обусловлены законами страны. Турки умудряются жить не только в соответствии с ними, но и с религиозными предписаниями, и многовековыми традициями.
Интересны и другие законы. Например, светские турки не особо жалуют необразованных людей: родители ребенка, не окончившего обязательную восьмилетку, могут получить два года тюремного заключения. Те же, кто окончил восемь классов, но не смог осилить колледж или лицей, не имеют возможности получить водительские права.
Приятно удивляет то, что в Турции женщины уравнены в правах с мужчинами. Причем последние сетуют: мол, иногда женщины обладают большими правами по сравнению с ними. Несмотря на то, что решения обычно принимают мужчины, влияние турецких женщин на них велико, поскольку во многих случаях именно они главные кормильцы семьи, как в селе, так и в городе. По этому поводу турецкие мужчины говорят: раз женщина обладает большими правами, пусть их и отрабатывает. До недавнего времени в Турции существовал такой закон: жена могла развестись с супругом без его разрешения, в то время как муж не мог сделать подобного без разрешения супруги.
Национальный вопрос
Согласно официальным статистическим данным, население Турции составляет 72 миллиона человек. С 1970 года при переписи населения в Турции не публикуют данных о национальном составе. Как и в России, у жителей Турции национальность в паспорте не указывается. Власти декларируют единство нации. Однако проблемы существуют.
В Турции живет более 12 миллионов курдов. Среди них (общая численность курдов достигает примерно 40 миллионов человек) распространена идея о возрождении Курдистана, государства, которое должно располагаться на смежных территориях Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Неугасающее желание курдов образовать единое государство является «больной мозолью» властей, на которую в прошлом году «наступил» известный турецкий писатель Орхан Памук, получивший в этом году Нобелевскую премию. В интервью одной швейцарской газете он заявил, что во время Первой мировой войны в Турции было уничтожено более миллиона армян и около 30 тысяч курдов, но признаться в этом власти не осмеливаются. Они категорически отвергали эту информацию и, в свою очередь, обвинили писателя в «очернении образа Турции».
Между тем, притеснения курдов — не новое явление в истории Турции, они не прекращались со времен Османской империи. Судьба курдского народа сложилась так, что их родина — Курдистан, имевшая выгодное стратегическое и географическое положение, с VI века до н. э. (после падения государства Мидия) стала ареной непрерывных войн иноземных захватчиков.
Многомиллионный народ оказался без своего государства после следующих событий: в 1639 году он был разделен между Османской империей и Ираном; после Первой мировой войны эта территория была вновь разделена, но между четырьмя государствами — Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Парадокс: курды, крупнейшее национальное меньшинство в Западной Азии, оказались лишены не только собственного государства, но и права на национальное самоопределение.
В Турции курдская проблема является одной из самых острых. Развитие демократического общества и давление со стороны Европейского Союза привели к некоторым позитивным сдвигам в вопросах, связанных с ущемлением прав национальных меньшинств. Турецкие власти позволили ограниченное вещание и печатную деятельность на курдском языке.
Жизнь в рамках традиций
Красивые волнообразные каскады Памуккале ослепительно белого цвета в представлении местных жителей похожи на хлопок, российским же туристам они напоминают снежные шапки. Прежде чем пройти на террасы «Хлопкового замка», необходимо снять обувь, чтобы не испачкать гору. Фото автора
Несмотря на повсеместное осовременивание и культивирование западного образа жизни, в стране строго соблюдаются традиции. Религиозные праздники играют большую роль. Они отмечаются по исламскому лунному календарю, поэтому каждый год даты их празднования сдвигаются относительно григорианского календаря.
Рамадан — священный месяц. Во время него правоверные мусульмане не едят и не пьют с рассвета до заката солнца. Многие рестораны в это время открываются только после захода. В некоторых районах Турции — особенно вдали от курортных городов — даже человек иного вероисповедания рискует навлечь на себя всеобщее осуждение, если у всех на виду будет есть или пить до заката.
Во время Шекер-Байрама («Праздника сахара»), знаменующего окончание священного месяца Рамадан, и Курбан-Байрама — праздника жертвоприношения, все государственные учреждения, а также магазины, банки, музеи закрываются на три дня. Во время этих торжеств общественная жизнь затихает. Их принято отмечать в кругу семьи, чего не скажешь о государственных празднествах — Дне независимости Турции (23 апреля) и в Дне молодежи (19 мая), во время которых почти во всех деревнях организуются представления, а дети в ярких национальных одеждах исполняют народные танцы.
Таков он — исторически богатый, традиционно строгий и современный, развитый перекресток Европы и Азии, где встречаются тысячи временных и жизненных дорог. Обычаи и нравы Азии в сочетании с европейским колоритом создают своеобразный портрет Турции, который, хочется надеяться, ожидает более счастливая судьба, нежели знаменитого Дориана Грея. Телеграф «Вокруг Света»: На перекрестке континентальных дорог