В начале ХХ в. в Анталье проживало 15 тысяч греков – половина населения города. Это был небольшой городишко, жители которого занимались в основном рыболовством, морской торговлей и обработкой продуктов сельского хозяйства.
Эра национализма, начавшаяся на пространствах Османской империи в начале XIX в. вылилась в кровавое турецко-греческое противостояние 1919-1922 гг. и последующий обмен населением, в результате которого Турцию вынуждены были покинуть все анатолийские греки. Их дома частично были заброшены, частично заселены турецкими переселенцами с Балкан. Церкви – частично разрушены, частично превращены в музеи и библиотеки, но многие – просто заколочены. В этом году одна из них открыта для Богослужений после почти 90 лет перерыва.
Еще век назад паства Константинопольского Патриарха в Османской империи насчитывала более двух миллионов человек. В настоящее время греков осталось менее 4000, из которых церковь посещает менее 1000. Однако, это не значит, что Православие в Малой Азии близко к окончательному исчезновению, как констатирует CNN. Сейчас в Турции становится все больше русских, которые на чужбине начинают вспоминать о своей вере.
По неофициальным данным сейчас в Турции постоянно проживают порядка 200 тысяч граждан России. В основном это русские жены турок, но также работники совместных предприятий и организаций. Самым населенным русскими регионом является Анталья – туристический рай, через который прошло большинство поселившихся в Турции наших соотечественников. Сюда же, как правило, приезжают ежегодно более двух миллионов русских туристов в период с апреля по начало ноября.
Анталья является лицом Турции для многих миллионов туристов из многих стран мира, поэтому правительство предпринимает различные меры по улучшению имиджа страны. Еще 20 лет назад невозможно было бы представить себе, что в Турции будут открываться и строиться новые церкви. Однако, в 2004 г. в популярном курорте Белек премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган самолично открыл религиозный комплекс «Сад Религий» (Dinler Bahçesi), в котором соседствуют мечеть, церковь и синагога. В церкви регулярно (несколько раз в год) проводятся службы. Подобная практика сохраняется и в Мирах Ликийских (ныне Демре), где в историческом храме Св. Николая Мирликийского Чудотворца литургию служат трижды в год. К слову, это не последний подобный проект в Турции. В настоящее время ведутся работы по сооружению второго «Сада Религий» в популярном курорте Кушадасы. У этого проекта есть свой веб-сайт.
Однако, оба этих места являются собственностью турецкого государства, церковь Св. Николая так и вовсе музей, за вход в который необходимо приобретать билет. Летом там бродят толпы туристов, а окрестности церкви превращены в огромный туристический базар. В обоих местах так недостает привычной нам атмосферы приходского храма, может быть, маленького и невзрачного, но такого домашнего и уютного. Именно такая церковь была открыта в Анталье. С 2010 г. там совершается регулярная (один раз в месяц) Литургия на церковнославянском языке.
В пределах Старого Города (Şehir İçi) очень легко затеряться. Новые отели соседствуют с полуразрушенными и заколоченными зданиями, маленькие бакалы (бакалея) с большими барами и магазинами для туристов. Там нет названий улиц, надо спрашивать Пансион Сафран Сары Конак (Safran Sarı Konal Pansyonu) на углу улиц Kaleiçi Yeni Kapı, а заходить в Старый Город лучше с угла проспекта Ататюрка (Atatürk Caddesi) и проспекта Февзи Чакмака (Fevzi Çakmak Caddesi). В двух шагах от этого пансиона и будет стоять маленькая греческая церковь без креста, однако, если придете вовремя – к 9 утра и в последнее воскресенье месяца, это место будет легко найти по известным признакам – детским коляскам и спешащим на службу женщинам в по-русски, а не по-турецки повязанных платках.
Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 г., о чем повествует надпись на греческом и караманлийском (турецком греческими буквами) языках. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В настоящее время в церкви идет вялотекущий ремонт, строятся хоры, штукатурятся стены.
На службе присутствуют в основном женщины с детьми, переехавшие в Турцию к мужьям. Всего около 50 человек. Много ли русских в современной Анталье и каким образом им удалось добиться открытия церкви? Я спросил об этом Марину Сорокину, председателя Общества русской культуры и одного из главных вдохновителей местной Православной общины.
Марина рассказала, что в 2006 г. начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 г. и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС был решен положительно. Первая служба проходила в Белеке в «Саду Религий» в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.
Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, учившийся в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Мы задали ему несколько вопросов:
– Отец Виссарион, расскажите, как Вы выучили русский язык и стали настоятелем русского прихода в Анталье?
- Я сам родом из Греции. Мой покойный отец был большим поклонником русской культуры. Он был военным, и в связи со своим увлечением имел множество проблем на службе. Нашу семью все время переводили из одного места в другое, так как СССР в то время был главным противником НАТО. Он все время настаивал на том, чтобы я изучал русский язык, но я пропускал его слова мимо ушей. Патриарх Варфоломей, с которым я познакомился во время поездки в Стамбул, предложил мне служить при Патриархии. На смертном одре отец еще раз заповедовал мне изучать русский. Патриарх сказал мне, что я должен поступить так, как просил отец и в ноябре 2006 г. я уехал учиться в Петербург.
В 2009 г. я вернулся и был рукоположен в священники во время совместной Литургии Патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 5 июля. Как знающего русский язык меня сразу назначили настоятелем русской общины в Анталье.
– Как местное население относится к открытию храма? У нас в России все чаще говорят о том, что ислам является главным врагом Православия и мусульмане крайне нетерпимы к христианам. Однако, сейчас по дороге на службу турки охотно подсказывали мне дорогу, многие знают, где располагается церковь и что там идет Литургия.
- Главным врагом Православия являются православные, которые не знают, во что верят.
Во время Османской империи люди разных исповеданий знали о вере друг друга и поэтому уважали веру своих соседей. Ислам в Турции – это терпимая религия. Мусульмане очень много заимствовали из христианства, в первую очередь, от наших подвижников они учились любви к Богу и ближнему. Турки переняли от греков не только элементы одежды, но и некоторые ритуалы, и элементы архитектуры. Посмотрите, большинство турецких мечетей построены по византийским канонам! Местный ислам, развивавшийся в тесном контакте с Православием, совсем не такой, как в Саудовской Аравии или на Кавказе. Проблемы во взаимоотношениях между турками и греками начались тогда, когда появился национализм. Именно национализм является большим врагом Церкви и Православия.
В последнее время в Турции происходят большие перемены. 10 лет назад мы получили возможность проводить службы в церкви Св. Николая в Мирах Ликийских, был построен «Сад Религий», в этом году впервые после изгнания греков из Анатолии Патриархом Варфоломеем была отслужена литургия в Сумельском монастыре. В не последнюю очередь мы связываем это с ростом влияния России в Турции и укреплении русско-турецкого сотрудничества.
Действительно, в Турции происходят большие перемены. Новое турецкое руководство, которое пришло к власти в 2002 г. постепенно отказывается от светского национализма и стремится к установлению межнационального и межрелигиозного мира в стране. Еще в 70-е гг. ХХ в. в турецких учебниках писали, что Турция окружена четырьмя морями и шестью врагами. Новым властям удалось наладить добрососедские отношения со всеми пограничными государствами, кроме разве что Армении, хотя и на этом направлении видны серьезные сдвиги. Конечно, пока закон запрещает появление на улице, например, священнослужителей в одеянии, однако, прогресс в этом направлении налицо. Открытие действующего русского Православного прихода в Анталье на канонической территории Константинопольского Патриархата – это большой прорыв и в отношениях между церквями-сестрами, и в отношениях между Москвой и Анкарой, сообщает pravmir.ru.