Из-за отсутствия питьевой воды внутри византийских крепостных стен, водоснабжение города столетиями обеспечивалось и поступало сюда из источников "Белградских" лесов, расположенных в 25 км от Стамбула. В военные годы опасность отравления и разрушения каналов, обеспечивающих город водой была весьма велика. С этой целью еще в мирное время, в городе начинается сооружение водохранилищ.
Водопровод доставлял воду в подземные водохранилища - цистерны. Прямо под водомером находится самая большая и знаменитая из них - цистерна Йеребатан (Yerebatan Sarancisi), она же базилика-цистерна (VI век). Джеймс Бонд в "Из России с любовью" проплывал там на лодке, а Андрон Кончаловский снимал эпизоды своей "Одиссеи" (когда при свете отражающихся в воде факелов происходят всякие загробные ужасы). Впрочем, огромное сводчатое подземелье с лесом колонн и капающей отовсюду водой производит сильное впечатление и без всякого Кончаловского. Всего в городе нашли около 40 подземных цистерн; возможно, найдут еще. Саму цистерну-базилику обнаружили совершенно случайно: в XVI веке кому-то наконец пришло в голову поинтересоваться, откуда берется рыба, которую жильцы стоявших на этом месте домов беззаботно ловили прямо через дыры в полу.
Водохранилище "Еребатан", сооружение которого было завершено в 532 г. в течение нескольких месяцев, является местом, куда поступает вода из валенсианского акведука. Водохранилище использовалось до XVI столетия. В османский период, водохранилищем перестали пользоваться, а к середине XIX столетия была произведена его реставрация. Ширина водохранилища достигает 70 м., длина - 140 м. Оно вмещает 80 000 куб. м. воды. Многочисленные колонны, размещённые четырёхметровыми промежуточными интервалами: 12 в ширину, 28 в длину; в общей сложности их 336 - целый лес колонн.
Большая часть колонн базилики взята из античных храмов. В дальнем конце подземелья основанием колонн служат два мраморных блока с рельефным изображением античного чудища, змееволосой Медузы, от взгляда на которую обращался в камень любой смертный. Византийские строители с ними не церемонились: одна из медуз повалена набок, другая - вообще перевернута вверх дном. Это не странная небрежность, а умышленное уничижение античного идола. Неподалеку - мраморная колонна с рельефным узором (так называемый "павлиний глаз"). Она взята из развалин форума Феодосия (ныне площадь Беязит): памятники Константинополя, как и античные руины, в свою очередь, становились просто грудами строительного материала.