Вчера турецкий суд призвал к ответу действующего президента страны Абдуллу Гюля по делу о растрате более 3 млн долл. Одновременно в Анкаре и Стамбуле прошли массовые акции протеста против политики правительства премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, который, по утверждению демонстрантов, наносит ущерб светским принципам государства, и требовали отставки как Эрдогана, так и президента страны Гюля.
Эксперты не исключают, что ситуация в стране может и вовсе дойти до армейского вмешательства.
Формально эпизод, по которому глава государства проходит как подозреваемый, произошел в конце 1990-х годов. В незаконном присвоении денег обвиняют членов Партии благоденствия — происламской политической силы, деятельность которой была запрещена судом Турции в 1998 году, после чего все ее имущество отошло государству. При этом около 1 млрд турецких лир (3,5 млн долл.) безвозвратно исчезли. Лидеры партии утверждают, что деньги были направлены местным ячейкам, однако обвинение заявляет, что в региональные отделения деньги так и не дошли, при этом куда они делись, неясно. Позже, кстати, часть политиков из распущенной Партии благоденствия создали Партию справедливости и развития (AKP) и продолжили бороться за «умеренный» исламизм.
Именно поэтому большинство наблюдателей видит в этом вполне отчетливый ответ на действия властей по искоренению светского образа жизни. Так, в самом начале года были арестованы 40 человек по так называемому делу «Эргенекона» — политической организации, которую правительство считает террористической и, более того, обвиняет в попытке государственного переворота. Впрочем, как тогда, так и сейчас мало у кого в стране вызывает сомнение тот факт, что уголовное дело против «заговорщиков» является политическим. Большую часть сторонников организации составляют военные, являющиеся противниками построения исламистского государства. Более того, гонения на оппозиционеров начались аккурат после того, как прокуратура обвинила AKP в попытке подрыва светских устоев. Это выразилось, в частности, в отмене запрета на ношение хиджабов в вузах, ужесточении правил реализации и потребления алкоголя, а также в запрете на рекламу женского белья. В июле 2007 года Конституционный суд не стал ликвидировать АКР, но вынес партии предупреждение о недопустимости «исламизации» и обязал урезать партийный бюджет вдвое.
Митингующие сторонники светской Турции также напоминали, что нынешнее «правосудие не имеет ничего общего с правосудием настоящим». Генеральный секретарь Общества кемалистской мысли Суай Караман заявил РБК daily, что просвещенную республику, созданную Ататюрком, нынешний режим тянет назад в средневековье. Он добавил, что нынешнему кабмину следовало бы посвятить себя больше экономике, поскольку безработица в стране бьет все рекорды, а в ЕС Турцию пока даже и не думают принимать. Наблюдатели не исключают, что военное руководство страны вполне может перестать наблюдать за конфликтом со стороны и вмешаться, тем более что армия меняла политические режимы в Турции в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах, сообщает rbcdaily.ru.