Слова восхищения правительством лидера нацистской Германии Адольфа Гитлера раскрыло действительные намерения президента Турции, считает Джон Тьюрс, профессор политологии американского колледжа Лаграндж и колумнист Huffington Post.
Отвечая на вопрос журналистов о том, можно ли ввести в Турции президентскую форму правления при сохранении унитарного государства, Реджеп Тайип Эрдоган ответил утвердительно, приведя в пример Германию времен нацизма.
"В мире уже есть примеры. Можно посмотреть на такие страны, как гитлеровская Германия", — заявил президент.
Ранее глава Турции уже заявлял, что власти могут провести референдум по новой конституции страны и переходу к президентской системе правления. Оппозиционные партии выступают против этого, обвиняя Эрдогана в стремлении к авторитаризму.
"Будь это заявление демократической фигуры, его бы расценили как неуместное замечание или плохую шутку. Но в случае с авторитарным Эрдоганом эти слова являются редким примером его честности, показывающим, что властный лидер думает на самом деле", — пишет Тьюрс.
Комментируя заявление турецких властей о том, что слова президента были неправильно истолкованы, политолог выражает мнение, что в "гитлеровском государстве Эрдогана" было бы преступлением предположить, что президент Турции восхищается главой нацисткой Германии.
"По иронии вы даже могли бы попасть в тюрьму за высказывание о том, что Эрдоган — авторитарный человек", — считает он.
Несмотря на победу на ноябрьских выборах, правящая партия Эрдогана, Партия справедливости и развития (ПСР), не обладает достаточным количеством голосов, чтобы наделить президента теми полномочиями, которых он желает. Для этого он стремится провести референдум, полагает обозреватель, добавляя, что, обладая такой властью, Реджеп Эрдоган, вероятно, будет управлять страной в еще более недемократической манере.
"Должны ли Соединенные Штаты разорвать дипломатические отношения с режимом Эрдогана или помочь турецкому гражданскому обществу, или пересмотреть возможное сокращение военной помощи турецкому правительству, или рассмотреть "умные санкции" в отношении Эрдогана и его семьи? Признание Эрдоганом восхищения Гитлером демонстрирует, что бездействие поможет разрешению проблемы не больше, чем в 1930-х", — заключает Тьюрс.